16 октября 2020 года в Музее русской иконы открылась уже четвертая «Выставка одного шедевра».
На предыдущих экспонировались ростовская икона “Иоанн Предтеча, с праздниками”, псковская “Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых и икона “Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии”.
Сейчас же в Москве представили икону середины шестнадцатого века «Изведение апостола Петра из темницы» из собрания Новгородского музея-заповедника. Выставка посвящена памяти основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, трагически погибшего летом прошлого года, и приурочена ко дню его рождения.
Каждая выставка цикла – это не просто «гастроли» выдающегося памятника древнерусского искусства в столице, но и целая череда сопутствующих мероприятий: экскурсий, круглых столов, конференций. К каждой выставке выпускается хорошо иллюстрированный научный каталог, который становится новым этапов в изучении памятника.
Икона «Изведение апостола Петра из темницы» с восемнадцатью клеймами, в которых представлены сюжеты деяний апостолов Петра и Павла, отличается редкой иконографией, протографов у этой иконы нет. Она была написана в середине шестнадцатого столетия для местного ряда иконостаса церкви Петра и Павла в Кожевниках. В этом же ряду иконостаса располагались еще две иконы на петропавловскую тему – «Апостолы Петр и Павел, с деяниями» и «Поклонение веригам апостола Петра». Всего же древний иконостас состоял из четырех чинов (местного, деисусного, праздничного и пророческого) и включал в себя более пятидесяти икон. Почти все они сохранились до наших дней, что является большой редкостью для иконописных ансамблей этого времени. Храм значительно пострадал во время Великой Отечественной войны, а его иконостас был вывезен оккупационными властями в Германию. Только в январе 1948 года иконы почти в полном составе вернулись на родину.
Икона окружена 18 клеймами - небольшими изображениями, повествующими о жизни апостолов. Среди них встреча Петра и Павла, "прение" апостола Петра с Симоном волхвом и другие.
Также два клейма посвящены истории ордынского царевича Петра, прославленно в лике святых как преподобный Петр Ростовский.
Пётр Ордынский ( Даир Кайдагул Орда-Ичинов сын, Пётр Ордынский Чингизов; ум. 1290) - старший сын Джучи и правнук Чингисхана.
В «Повести о Петре, царевиче Ордынском» рассказывается о том, что он, юношей пленившись верой христианской и переехав в Ростов Великий, «не оставил он и своей царской утехи: ездил охотиться с ловчими птицами на Ростовское озеро. Однажды после охоты, как всегда помолившись, он уснул на берегу озера. И когда наступил поздний вечер, то подошли к нему два мужа, сияющие словно солнце, и разбудили его, говоря: «Друг Петр, услышана молитва твоя и милостыня твоя угодна Богу». Петр же, проснувшись, увидел этих двух мужей, ростом выше человеческого, так что от страха почудилось ему, что они до самых облаков и светлостию своей словно весь мир освещали… Потом дали ему два кошелька и сказали: «Возьми эти кошельки, в одном из них золото, а в другом — серебро. Утром пойди в город и выменяй три иконы — святой Богородицы с младенцем, святого Дмитрия и святого Николы — и дай за них столько, сколько спросят меняющие». Петр же взглянул на незнакомцев…И, набравшись смелости, спросил у них: «Господа мои, если спросят у меня, кто иконы выменивает, о кошельках этих, то что отвечать? И кто вы такие?» Тогда сказали ему два светлых мужа…: «Мы — Христовы апостолы, Петр и Павел». И стали они невидимы».
Надо отметить, что клейма у икон появляются в Византии после иконоборческого периода, около IX века. Иконы с клеймами обычно называют «житийные». Из Византии они попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ. Клейма на иконе читаются с левого верхнего угла против часовой стрелки, на них изображается жизнь святого во времени и также чудеса, происшедшие после его смерти. Житийная икона стоит над временем она показывает сущность жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности и при этом все происходит здесь и сейчас. Таким образом, святой, написанный в среднике, изображается как победитель, преодолевший жизненные испытания и прославившийся.
Если мы посмотрим на клейма экспонируемой иконы, то увидим, что они открываются изображением призвания апостола Петра и завершаются приходом Петра Ордынского с иконами к князю и епископу. Круг замкнулся - новый призванный в вечности встретился со своим учителем.
Расцвет житийной иконы на Руси пришелся на время позднего Средневековья. Усиление контактов с Западом с одной стороны и падение Византии в 1453 году с другой активизировали русскую мысль И собственная история стала восприниматься как часть мирового процесса и часть замысла Божия о всем мироздании. Круг чтения русского человека расширяется, в него входят выполненный в конце XV века при новгородском архиепископе Геннадии полный перевод на славянский язык книг Ветхого Завета, при содействии св. Максима Грека происходит знакомство с сочинениями античных философов и историков. Это во многом меняет русскую икону, делая ее не только художественным и сакральным объектом, но и носителем философских и богословских идей.
В XVI веке житийные иконы стали неотъемлемой частью культуры всех русских земель и городов и икона «Изведение апостола Петра из темницы» занимает в их ряду свое почетное место.
Выставка продлится до 26 января. Вход свободный.