Туристу, приехавшему в Севилью, сразу же расскажут, что в этом городе происходит действие не менее восьми опер.
А сколько зарубежных композиторов отправляли героев в Россию?
Первым был Иоганн Маттезон, написавший в 1710 году оперу «Борис Годунов или коварством достигнутый трон». В свое время эта опера поставлена не была и увидела свет только в 2005 году.
Второй была опера Гретри «Петр Великий», написанная в 1790 году. Гретри пользовался либретто по мотивам книги Вольтера «История Петра Великого» и писал в предисловии к спектаклю, что «Пётр Алексеевич создал общество образованных и высоко цивилизованных людей…»
Опера Гаэтано Доницетти - третья в этом списке. В 1819 году Доницетти написал оперу «Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник». Она была представлена в венецианском театре Сан-Самуэле в карнавальные дни 1819 года.
В 2003 «Санкт-Петербург опера» поставила ее под названием «Петр I, или Невероятные приключения русского царя», рассказав нам о том, что партитура была утрачена, потом по частям собрана и прочее, и прочее…Это история вполне извинительная и для музыкального пиара даже традиционная. Бородин, например, работал с древними «нотными записями» половецких плясок, Чечилия Бартоли вдруг находила произведения русских авторов эпохи барокко…
Обсуждать постановочные решениях оперы, которая идет уже 17 лет, довольно странно. Кому-то нравится, кому-то нет. Арии поются по-итальянски, речитативы проговариваются по-русски, костюмы яркие и при этом не выбивающиеся из стиля эпохи, балет птенцов (попугаев) напоминает и о птенцах гнезда Петрова и о вечной нашей тяге к бананово-лимонному Сингапуру.
Сюжет головокружительный, в нем присутствуют потерянные брат и сестра, дочь Мазепы, Меншиков, коварный судья и масса других персонажей.
Мелькнула мысль, что молодой и веселый Доницетти не просто писал красивые ансамбли для карнавальной оперы, но еще и пародировал новый модный жанр своего времени – оперу спасения. Все запутано, кто-то обязательно путешествует инкогнито, герою угрожает смерть, его спасает влюбленная женщина, разлученные семьи воссоединяются. При этом у Доницетти все легко и изящно – зрители должны отдыхать, а не плакать.
Спектакль, как я уже сказала вполне сложившийся и почти совершеннолетний. При этом в Санкт-Петербурге он играется в очень красивом интерьере в зале на 180 мест.
Зал «Санкт-Петербург оперы» расположен в особняке фон Дервиза, в котором 110 лет назад, в октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий». Там он работал под псевдонимом Доктор Дапертутто. Это имя придумал ему ( точнее вспомнил «Историю о потерянном отражении» Гофмана) М.Кузмин.
Сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных экспериментальных площадок .
Почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь: в нем разместился театр «Санкт-Петербург опера» под руководством Юрия Александрова.
В Москве спектакль был показан в рамках оперного фестиваля «Видеть музыку», проходящего при поддержке фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ. При этом спектакль шел на сцене зала «Стравинский» Геликон-оперы, который не только в три раза больше, но и огромный по высоте – он построен из внутреннего двора усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых, сложившегося в конце девятнадцатого века. Однако такое перемещение постановка перенесла безболезненно. Видимо стилистика интерьеров модерна оказалась для нее значимее размеров сцены.
Зрители принимали артистов очень тепло, некоторые, правда, выражали сомнение относительно правдоподобности происходящего на сцене. Но если принять во внимание, что мы до сих пор точно не знаем, кем была Екатерина I, почему бы не рассмотреть и версию сеньора Доницетти.
В тексте использованы фотографии Ирины Шимчак.