Константин Кузнецов. Париж. Бретань. Нормандия.
25.01.2021 19:55
Анна Сокольская

scale_1200
2 февраля 2021 года в инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открывается выставка «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия».

Это - выставка-открытие, на которой отечественному зрителю впервые будет полно представлено наследие пока недостаточно известного в России художника.

Константин Кузнецов – русский мастер, сформировавшийся в Париже,

последний рыцарь импрессионизма, как называли его французские критики и, пожалуй, единственный из русских живописцев, столь органично влившийся в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма.

Константин Кузнецов с 1900 года жил в Париже, где стал

постоянным участником прославленных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины выставлялись вместе с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. Кузнецов получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания в России и Франции. Ряд произведений Кузнецова хранится в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственного Русского музея.

scale_1200

Интересно, что в отношении живописи Кузнецова парижские критики нередко употребляли термин «грубо». И всегда только в позитивном контексте. О его картинах писали что это - "чувствительная и одновременно грубая лирика, которая волнует как поэма своей горячностью и искренностью."

Кузнецов рисует СВОЙ Париж рисует очень личностно, выходя за границы импрессионизма, смело работая с цветом, которым он не только "рисует", но иногда и "лепит" - создавая на полотне удивительные объёмы, в которых Париж становится театральной декорацией, на фоне которой разыгрываются удивительные спектакли его современников - Александра Вертинского, Жоржа Питоева, Анны Павловой.

scale_1200

Выставку в Государственной Третьяковской галерее удалось собрать

благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов

долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение его потомками.

Несколько лет назад российские специалисты познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое и будет показано на выставке в Третьяковской галерее. Русский зритель впервые увидит картины Кузнецова: ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.

В названии выставки «Константин Кузнецов. Париж, Бретань,

Нормандия» обозначены три главных региона, где работал художник.

Разделы экспозиции организовали по географическому и хронологическому принципу: «Раннее творчество. Конкарно», «Парижские пригороды», «Бретань и Нормандия», «Париж», «Семья. История наследия».

Также отдельный зал будет посвящен работе Кузнецова на острове Бель-

Иль. Это уникальное место во Франции, где работали Клод Моне, Анри

Матисс, Френсис Обюртен, Максим Мофра, Джон Расселл. Константин

Кузнецов – единственный из русских художников, писавший на Бель-Иле.

scale_1200

Он побывал здесь дважды: в 1913 (еще молодым художником) и в 1923 году (зрелым мастером). Во время второго визита на Бель-Иль Кузнецов

почувствовал в себе силы замахнуться на сюжет «Скалы Порт-Котона»,

известный по творчеству Клода Моне.

scale_1200
( Клод Моне. Скалы Порт-Котона)

На выставке можно будет увидеть, что Кузнецов в своей картине

расставляет акценты по-иному, со свободой мастера XX века и присущей ему эмоциональностью.

В зале будут представлены полотна из собрания правнучек Кузнецова во Франции, они являются одними из самых дорогих сердцу его потомков сегодня.

Малый зал будет посвящен теме «Семья. История наследия». Это рассказ о семье Константина Кузнецова, о ее героях, которые сыграли важную роль в сохранении наследия художника. В зале экспонируется ширма, расписанная самим Кузнецовым и украшавшая его апартаменты на бульваре Монпарнас.

Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

Добавить комментарий