Это - выставка-открытие, на которой отечественному зрителю впервые будет полно представлено наследие пока недостаточно известного в России художника.
Константин Кузнецов – русский мастер, сформировавшийся в Париже,
последний рыцарь импрессионизма, как называли его французские критики и, пожалуй, единственный из русских живописцев, столь органично влившийся в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма.
Константин Кузнецов с 1900 года жил в Париже, где стал
постоянным участником прославленных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины выставлялись вместе с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. Кузнецов получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания в России и Франции. Ряд произведений Кузнецова хранится в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственного Русского музея.
Интересно, что в отношении живописи Кузнецова парижские критики нередко употребляли термин «грубо». И всегда только в позитивном контексте. О его картинах писали что это - "чувствительная и одновременно грубая лирика, которая волнует как поэма своей горячностью и искренностью."
Кузнецов рисует СВОЙ Париж рисует очень личностно, выходя за границы импрессионизма, смело работая с цветом, которым он не только "рисует", но иногда и "лепит" - создавая на полотне удивительные объёмы, в которых Париж становится театральной декорацией, на фоне которой разыгрываются удивительные спектакли его современников - Александра Вертинского, Жоржа Питоева, Анны Павловой.
Выставку в Государственной Третьяковской галерее удалось собрать
благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов
долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение его потомками.
Несколько лет назад российские специалисты познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое и будет показано на выставке в Третьяковской галерее. Русский зритель впервые увидит картины Кузнецова: ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.
В названии выставки «Константин Кузнецов. Париж, Бретань,
Нормандия» обозначены три главных региона, где работал художник.
Разделы экспозиции организовали по географическому и хронологическому принципу: «Раннее творчество. Конкарно», «Парижские пригороды», «Бретань и Нормандия», «Париж», «Семья. История наследия».
Также отдельный зал будет посвящен работе Кузнецова на острове Бель-
Иль. Это уникальное место во Франции, где работали Клод Моне, Анри
Матисс, Френсис Обюртен, Максим Мофра, Джон Расселл. Константин
Кузнецов – единственный из русских художников, писавший на Бель-Иле.
Он побывал здесь дважды: в 1913 (еще молодым художником) и в 1923 году (зрелым мастером). Во время второго визита на Бель-Иль Кузнецов
почувствовал в себе силы замахнуться на сюжет «Скалы Порт-Котона»,
известный по творчеству Клода Моне.
На выставке можно будет увидеть, что Кузнецов в своей картине
расставляет акценты по-иному, со свободой мастера XX века и присущей ему эмоциональностью.
В зале будут представлены полотна из собрания правнучек Кузнецова во Франции, они являются одними из самых дорогих сердцу его потомков сегодня.
Малый зал будет посвящен теме «Семья. История наследия». Это рассказ о семье Константина Кузнецова, о ее героях, которые сыграли важную роль в сохранении наследия художника. В зале экспонируется ширма, расписанная самим Кузнецовым и украшавшая его апартаменты на бульваре Монпарнас.
Выставка продлится до 14 марта 2021 года.