КАРМЕН И НОВАЯ МЕТЛА
21.02.2021 13:00
Анна Сокольская

scale_1200

Итак, в театре «Новая опера» сменилось руководство.

Новый директор, придя в театр, сразу отметил, что порядка нет, репертуар не тот и заявил, что надо двигаться вперед к классике, не допуская на священные подмостки ничего преходящего и случайного.

«Как сказано, золотые слова», - воскликнули все. Тем более, что последние премьеры «Новой оперы», что «Пушкина», что «Продавца игрушек» удачными никак не назовешь.

При этом господину Гетьману достался театр с хорошим оркестром, думающими дирижерами, грамотными вокалистами. Да и вообще со сплоченным коллективом, сумевшим пережить пандемию без скандалов, выноса сора из избы, громких уходов и увольнений (ну, кроме директора).

Однако ж, как было сказано выше – порядка не было. И по российской традиции было решено призвать для первой премьеры с новым начальством варяга – петербургского режиссера Юрия Александрова.

Совсем уж варягом его назвать нельзя, он ставил в Новой Опере «Пиковую даму» и «Князя Игоря». При этом в его «Князе» увертюра следовала после пролога, третий акт был полностью купирован, четвёртый сильно сокращен, а в финале звучал хор a capella.

И вот теперь «Кармен». Опера, обреченная на успех, и опера, таящая множество постановочных подводных камней.

Спеть ее гениально трудно, но и спеть плохо практически невозможно, поскольку накоплен огромный опыт трактовок, интерпретаций и прочая, и прочая.

Вот и в этот раз певцы, оркестр, хор были на высоте.

Все звучало крепко и профессионально (возможно с некоторыми огрехами, нормальными для премьерных спектаклей).

А вот по поводу режиссерского решения возникло много вопросов.

Начну со сценографии. Оформление сцены было выполнено по мотивам Антонио Гауди.

scale_1200

Но сделать Севилью Барселоной это так же примерно, как сыграть «Пиковую даму» в московских декорациях, даже написав в буклете, что это сделано потому, что опера русская, а Москва – сердце матушки-Руси.

К тому же Гауди не испанец, а каталонец. Каталонцы свою отдельность от испанцев всячески культивируют и периодически объявляют себя отдельным государством, так что, если показать эту «Кармен» испанцам, они очень удивятся.

Теперь о костюмах. Самое страшное в любой визуализации - не попасть в жанр. И тут у создателей спектакля было три варианта.

1. Этнография – цыгане как цыгане, тореро как тореро.

2. Все вне времени. Под палящим солнцем на выжженной земле в черно-белых костюмах.

3. Латекс, кожа, хлысты.

Но создатели спектакля пошли по пути героя «Тутси»: надевают все вместе, вдруг что-нибудь да понравится. Видимо, они полагают, что это – постмодернизм. А то, что он уже вышел из моды, им не сказали.

scale_1200

Про хлысты не могу не сказать особо. Одной из черт творческого пути Юрия Александрова (уточню корректности ради - отмеченного многими наградами) является непреходящее изумление перед сексуальной революцией. Видимо, в юности Вудсток его глубоко перепахал.

Поэтому характерные движения, бег без штанов и раздвинутые ноги актрис – просто визитная карточка его работ. Вот и здесь все это было представлено в полной мере. При этом такое решение не сделало спектакль более эротичным –музыка Бизе и так сверхсексуальна -, а откровенно удешевило его.

Говоря конкретно о Кармен, режиссер рассказал, что его вообще очень взволновала жизнь городских низов, а Кармен – хищница, порезавшая товарке лицо и бандерша.

Что увидел там Блок, написавший:

Ты — как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе.

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе, - мы должны догадаться сами. Но они с господином Александровым явно видели разное.

scale_1200

В целом же режиссерский посыл вполне описывается словами Солопия Черевика: " Господи боже мой, за что такая напасть на нас грешных! И так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил!".

Жаль, что до образа Кармен в русской культуре Серебряного века автор этой концепции дочитать не успел.

Публика в зале была несколько озадачена режиссерскими новациями, однако великая музыка Бизе и профессиональная грамотность исполнителей спасли спектакль.

Режиссеры преходящи, музыка вечна, а Новой Опере, наверное, стоит оставаться дирижерским театром, каким его и видел Евгений Владимирович Колобов.

Фотографии взяты со страницы театра .https://www.facebook.com/NovayaOperaKolobova/posts/5113984072006618

Автор благодарит театр за любезное приглашение посетить спектакль и рассчитывает на дальнейшее сотрудничество.

Добавить комментарий