Аз Аввакум протопоп тако верую...
13.03.2021 19:12
Анна Сокольская

scale_1200

12 марта в Музей русской иконы открылась выставка, посвященная 400-летнему юбилею протопопа Аввакума Ее концепцией стало осмысление главного конфликта семнадцатого века, на многие годы определившего путь развития отечественной истории, с помощью анализа и репрезентации художественного языка того времени.

В культуре этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты.

scale_1200
( Никола Отвратный. Восемнадцатый век. Ветковское письмо)

Чтобы показать эпоху «бунташного» семнадцатого века во всей полноте – как время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой раскрепощенной личности и, вместе с тем, как время слома многих традиционных устоев– организаторы выставки собрали около 200 памятников культуры, строго следуя историчности и документальности. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых будут экспонироваться впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга.

Там представлена старообрядческая икона разных школ: Ветковская, Невьянская, Сибирская.

scale_1200
( Священномученик Ипатий. Ветковская школа)

У старообрядческих икон есть свои особенности – старообрядцы считают себя продолжателями византийской иконописной традиции и не принимают «фряжского» письма, которое начало развиваться еще в мастерской Симона Ушакова. Есть отличия не только в манере письма, но и в сюжетах и «любимых» святых.

scale_1200
( Спас Благое Молчание. Такое изображение Христа - в виде ангела и в короне - запрещено В РПЦ)

Только в старообрядчество можно увидеть такие иконы, как «Спас Благое Молчание», «Мученик Христофор Псоглавец» или «Никола Отвратный».

scale_1200
( Святой Христофор Псоглавец)

«Огнепальный» протопоп Аввакум – ключевая фигура этого времени. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель, писатель, создавший целую литературную школу и бесстрашно назвавший свою автобиографию «Житие» – протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России. Его образ, в котором соединялись дерзость и невероятная стойкость, нетерпимость ко злу и милосердие, задал высокую планку моральных качеств русского человека на несколько веков. Прошедший сложный трагический путь, закончившийся сожжением в срубе, он проповедовал, что перед Богом все в нравственном смысле – «от царя до псаря» – равны. Ну а самый известный отрывок их его «Жития» горько актуален уже почти четыре века.

«Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди…. Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».

scale_1200
( Протопоп Аввакум. Икона восемнадцатого века)

Несмотря на всю значимость фигуры протопопа Аввакума, до наших дней фактически не сохранилось подлинных предметов, ему принадлежавших. И это неудивительно, ведь последние 14 лет своей жизни он провел в опале, находясь в заточении в далеком Пустозерске – остроге, расположенном за Полярным кругом. Там он и был сожжен вместе со своими сподвижниками весной 1682 года. Поэтому наследие протопопа Аввакума – это, прежде всего, рукописные тексты, написанные им и его сподвижниками во время пустозерского заточения и объединенные в три рукописные книги, получившие название «Пустозерские сборники».

На выставке в Музее русской иконы представлены оригиналы двух «Пустозерских сборников»: из собрания Дружинина (Библиотека Российской академии наук) и из собрания Барсова (Российская государственная библиотека). Третий сборник (из собрания Заволоко), содержащий текст знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», не покидает стен Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, поэтому на выствке показывается его электронная копия. Таким образом, в рамках выставочного проекта впервые объединены все три сохранившиеся рукописные книги с текстами, написанными самим протопопом Аввакумом и его сподвижниками, ранее не экспонировавшиеся в одном пространстве.

Кроме них на выставке можно увидеть старообрядческие рукописи, более 70 икон XVII – начала XX века, меднолитую пластику, гравюры, а также уникальные географические карты из частного собрания известного коллекционера Андрея Леонидовича Кусакина, к сожалению, покинувшего этот мир в конце 2020 года. Андрей Леонидович активно участвовал в подготовке выставки, поэтому экспозиция в Музее русской иконы стала и данью памяти удивительному человеку и коллекционеру.

Среди экспонатов выставки есть и предметы, принадлежавшие главному антагонисту протопопа Аввакума – патриарху Никону (удивительно, что они были практически земляками и хорошими знакомыми в молодости): вериги и янтарные четки из музея «Новый Иерусалим». А также портреты патриарха и царя Алексея Михайловича, гравюры с видами городов и монастырей, с которыми была связана жизнь протопопа Аввакума.

scale_1200
( "Новое и точное изображение реки Волги. Карта из собрания А.Л. Кусакина)

Отдельной задачей в рамках организации этой выставки станет реставрация одного из «Пустозерских сборников».

В рамках взаимодействия с Библиотекой Российской академии наук «Пустозерский сборник» из собрания Дружинина после экспонирования в выставке будет передан на долгосрочную реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Реставрация будет осуществлена на средства Музея русской иконы. Таким образом, музеем будет продолжена сложившаяся несколько лет назад добрая традиция спонсорской поддержки реставрации памятников культуры из государственных хранилищ.

Выставка продлится до 15 мая.

Вход свободный.

P.S. О Невьянской старообрядческой иконе можно прочитать здесь

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5bad2ed0407a8900ab37b7f0/5c26588167712a00abd74f77/edit

Добавить комментарий