В Москве открылся ежегодный книжный фестиваль «Красная
Площадь», приуроченный ко Дню русского языка и дню рождения
Александра Пушкина. Традиционно здесь представляют тысячи новых
художественных, детских и нон-фикшн книг, а также букинистические,
музейные издания и комиксы. Издательство «Зебра Е» представляет на этом фестивале две очень разные книги.
Это издательство родилось в конце XX века.
Как говорят его основатели, они выбрали своим символом зебру потому что это не просто занятное существо, похожее на полосатую овцу, а, символ вхождения счастья в каждый дом. Не в количественном, а в качественном смысле. А заглавная буква Е в названии издательства - первая буква фамилии писателя Виктора Владимировича Ерофеева, которая придает имени непарнокопытного обитателя саванны российский шарм.
Итак, первая книга, представленная на Красной Площади - сборник «Один тюлень – один пельмень: стихи и проза разных лет и
состояний» писателя и поэта Андрея Щербака-Жукова.
В книге две части. По сути – две книги. В первой собраны рассказы,
написанные в разной стилистике. Ирония в них
переходит в философию, реальность – в сказку и фантастику. Многие
произведения отсылают читателя к различным пластам мировой культуры– Сервантесу, Андрею Белому, Александру Грину, Брэдбери, Гиляровскому, Эдуарду Успенскому, обэриутам, экзистенциалистам, мифологии… Среди героев коротких историй из жизни – известные писатели: Кир Булычёв, Михаил Веллер, Борис Штерн, Генри Лайон Олди, Николай Чадович, Юрий Брайдер, Геннадий Прашкевич, Василий Звягинцев, Мирослав Немиров и др.
Некоторые из вошедших в сборник произведений были удостоены литературных наград: диплома Международного литературного фестиваля им. М.Волошина (Коктебель), призов форумов фантастики «Интерпресскон» (СПб), «Аэлита» (Екатеринбург), «Фанкон» (Одесса)
Вот что говорят о прозе Щербака-Жукова его коллеги:
«В коротких, лаконичных историях Андрея Щербака-Жукова срослись
лиризм и шутки, игровой постмодерн и серьёзные размышления,
радикальная фантастика и серьёзный реализм. Эту прозу читаешь как бы
между делом, а потом не можешь о ней не вспоминать» (Роман Сенчин).
«Обратите внимание, как это сделано. Послушайте, как это звучит. И
перед глазами появится картинка. Прозаик Щербак-Жуков остаётся поэтом, он конструирует, как поэт. Получается живо, объёмно, красочно. По-настоящему». (Олег Дивов).
Во второй части книги собраны стихи. Она также построена по принципу,
который музыканты называют New and Best – старые хиты, неоднократно
звучавшие со цены клубов и концертных залов Москвы и других городов и
неоднократно печатавшиеся в литературных журналах, дополнены новыми стихами. Поэт-натуралист замечает в животных черты людей, а в людях –увы, черты животных. Абсурд и парадокс, ирония и юмор, подчас чёрный, - вот основные художественные приёмы автора. Эти строки заставляют вспомнить поэтов-обэриутов, традицию которых Щербак-
Жуков творчески развивает. Часто это очень смешно, часто – заставляет
задуматься…
Вот так с внешней ухмылкой и внутренней грустью автор пишет об
одиночестве:
Жил среди льдин
Тюлень один.
И тот тюлень
Варил пельмень.
Спросил тюленя ламантин:
- А почему пельмень - один?
- Воскресный день -
готовить лень...
Один тюлень -
Один пельмень.
«Автор обращается не к беззаботным карапузам и не к побитым
жизнью жертвам кризиса среднего возраста. Его адресат – это внутренний ребёнок, обитающий в недрах личности каждого зрелого человека. У кого-то этот ребёнок топчется в углу, запуганный ремнём показушной взрослости, а у кого-то, напротив, радуется и резвится, то помогая проще смотреть на жизнь, то мешая решать важные проблемы. Только в таком состоянии можно всерьёз задуматься «почему еноты не бегемоты», а затем вдруг предаться«тоске по ностальгии и ностальгии по тоске», написал в «Литературной России» об этих стихах Александр Москвитин.
Так же на стенде издательство «Зебра Е» можно найти сборник
рассказов и эссе Игоря Яркевича (1962-2020) «Блеск и нищета партизанок»
Игорь Яркевич – настоящая звезда русской прозы 90-х годов.
В нулевые и десятые годы его свобода, нелояльность, непримиримость в
отстаивании своей свободы художника, привели к тому, что публиковали его не так много и часто, как он того заслуживал.
В этом издании собраны, как «классические», многим известные,
рассказы Яркевича, так и вещи более поздние, вплоть до совсем недавних –
про Навального и covid-19. Большинство их них публиковались только в
периодике или не печатались вовсе. Настоящее издание – это наиболее
полное на сегодняшний день собрание рассказов Игоря Яркевича.
Говорят, русский литературный постмодернизм сформировали четыре
автора – выражаясь выспренно четыре столпа – Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Егор Радов и Игорь Яркевич. Но судьбы их сложились по-разному.
И литературные судьбы и личные. Пелевин и Сорокин чутко и гибко
реагировали и продолжают реагировать на перемены в мире и стране. Они постоянно находят новые темы и формы, соответствую каждодневным настроением. Радов и Яркевич до последнего писали так, как писали в конце 90-х – начале нулевых. И тот путь, и этот не плох и не хорош – так они чувствовали, так дышали. В 2009 году не стало Радова, а в прошлом – Яркевича.
Уходя из этого мира Игорь оставил довольно много разножанровых
рассказов и эссе. Рассказы Яркевича чрезвычайно остроумны. Их трудно
читать без улыбки. Но это грустная улыбка. И умная. Да, он не гнался за
злободневностью, но очень точно выражал наше время. Он тонко чувствовал особенности русской души и русской культуры. И его научно- фантастический рассказ «Мой инопланетянин» - яркий пример этого.
Инопланетянин помогает землянину лучше понять эту самую русскую душу и эту самую русскую литературу.
«Без Игоря Яркевича картина русской литературы сегодня не будет полной. Он – звонкий пересмешник ходульных истин, мастер пародий, грустный фокусник, веселый литературный жонглер», - писал Виктор Ерофеев.
Книжный фестиваль «Красная площадь» продлится до 20 июня и нас ждет еще много новинок.