ДАЛЬ СВОБОДНОГО РОМАНА
17.09.2021 16:29
Анна Сокольская

Седьмого сентября соучредители литературной премии «Ясная Поляна», музей-усадьба Л. Н. Толстого и компания Samsung Electronics, объявили короткий список в номинации «Современная русская проза» за 2021 год. В него вошли следующие книги.

scale_1200

Максим Гуреев. Любовь Куприна. – Журнал «Новый мир», №10, 2020.

Майя Кучерская. Лесков. Прозеванный гений. – М.: Молодая гвардия, 2021.

Дмитрий Лиханов. Звезда и крест. – М.: Эксмо, 2020.

Наталия Репина. Жизнеописание Льва. – М.: Inspiria, 2021.

Герман Садулаев. Готские письма. – Спб.: Издательство «Лимбус Пресс», 2020.

Марина Степнова. Сад. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020.

Леонид Юзефович. Филэллин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020.

В 2021 году на премию было номинировано более 200 произведений, в лонг-лист номинации «Современная русская проза» вошло 45, в короткий список – семь.

«В истории премии был год, когда жюри не смогли составить короткий список из шести авторов: их было только три, а в этом году сложно было ограничиться шестью – у нас получилось семь. Но помимо этих семи обсуждались очень активно еще порядка десяти книг и авторов, абсолютно достойных быть в этом коротком списке. В итоге получился список из необычных и разносторонних произведений, отражающий ключевые тенденции современной литературы», — так прокомментировал выбор жюри его председатель Владимир Толстой.

scale_1200

И с ним нельзя не согласиться. Проза этого года поражает своим сюжетным разнообразием.

«Звезда и крест», например, рассказывает о судьбе реального человека -Героя Советского Союза, военного штурмана Валерия Буркова, который во время афганской войны лишился обеих ног. После войны Бурков окончил военную академию, работал советником президента России Бориса Ельцина, а затем стал священником.

Роман Леонида Юзефовича отсылает нас к временам Греческой войны за независимость 1820-х годов. Среди его героев — Александр I, египетский полководец Ибрагим-паша и другие. Но это все же не канонический исторический роман Соблазн назвать «Филэллина» историческим романом велик, однако это было бы не совсем верно. Ведь главный герой книги — отставной штабс-капитана Григорий Мосцепанов, а вовсе не великие исторические фигуры, что абсолютно в традициях великой русской литературы.

Книга Германа Садулаева рассказывает о гуннах и готах, одновременно напоминая и «Хазарский словарь» Павича и сводки с фронта, так как в ней содержатся отсылки к событиям на Донбассе.

Герой Репиной, библиотекарь Лев - современный юродивый. Он мечтает написать монографию о судьбе поэта мандельштамовского круга Климента Сызранцева, но вдруг узнает, что Сызранцева никогда не существовало.

Роман Марины Степновой «Сад» переносит читателя в светлое прошлое: в срединные годы правления Александра III.

Примерно об этом же периоде рассказывает и биография Лескова Майи Кучерской.

И о нем же пишет Максим Гуреев, ведь «Любовь Куприна» - повесть о писателе и его матери.

«Удивительная, феноменальная вещь в своем роде произошла в этом сезоне, - отметил член жюри премии Владислав Отрошенко. - Современные писатели стали писать не просто исторические романы о какой-то эпохе, а, как водолазы, погружаться до самого дна... Они пишут свои тексты будто не из XXI века, а из прошлого. Например, романы Виктора Ремизова «Вечная мерзлота», Максима Гуреева «Любовь Куприна», Марины Степновой «Сад».

«Сейчас действительно возникает особый новый жанр, который можно назвать неисторическим романом. Развитие пошло таким интересным образом, что автор глубоко ныряет в описываемое время и пространство, чувствует себя там свободно и даже позволяет себе шутить и хулиганить», –сказал Евгений Водолазкин, писатель, доктор филологических наук, лауреат литературной премии «Ясная Поляна».

Если заметить, что и в романе Лиханова речь идет не только о нашем современнике, но и о временах первых христиан, то можно сказать, что в финал премии вышли либо историколитературные сочинения, либо исторические, либо погружающие читателя в прошлое, что вполне может стать темой серьезного литературоведческого исследования. При этом в каждом из них много не только фактических сведений, но и вымысла, и яркой театральности.

В общем, каждый читатель может выбрать что-то на свой вкус, а о выборе жюри мы узнаем в октябре.

Добавить комментарий