Гия Канчели известен массовому слушателю прежде всего, как автор музыки к фильмам Георгия Данелии «Мимино» и «Кин-дза-дза».
Такая же слушательская судьба у Микаэла Таривердиева и Андрея Петрова, Исаака Шварца и Альфреда Шнитке. Мы узнаем этих композиторов по киномузыке и только со временем открываем их творчество в полном объеме.
Пятого октября в Московском театре ET CETERA состоится российская премьера уникального музыкального проекта, посвященного великому грузинскому композитору Гии Канчели.
Гия Канчели – один из крупнейших современных композиторов.
Его произведения в разное время были записаны такими оркестрами, как Московский государственный симфонический оркестр, Национальный филармонический оркестр (Хельсинки), Государственный симфонический оркестр Грузии, Симфонический оркестр Ради Вены, Штуттгатер Камер-оркестр, «Кронос Квартет». Его музыку исполняли Юрий Башмет, Владимир Юровский, Деннис Рассел Дэвис, Эдвард Брюнне, Ян Гарбарек, Гидон Кремер…
В Театре Руставели ему принадлежит музыкальное оформление всемирно известных спектаклей: «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (1975), «Ричард III» У. Шекспира (1977). В разных театрах мира и в разное время он создал музыкальное оформление «Царя Эдипа» Софокла, «Тартюфа» Мольера и др.
С 1991 года Канчели жил и работал в Антверпене. Последнее десятилетие — самый плодотворный период композитора: он написал около 20 симфонических и камерных сочинений, которые исполняются в лучших концертных залах самыми известными музыкантами. Среди них: “Lament” для скрипки, сопрано и оркестра, памяти Луиджи Ноно, посвященное Гидону Кремеру (1994); “Styx” для альта, хора и оркестра, “Diplipito” для виолончели, контртенора и камерного оркестра (1997), “And farewell goes out sighing…” для скрипки, контртенора и оркестра, по заказу Нью-йоркской филармонии (1999).
Гия Канчели - Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Грузии, лауреат премии им. Шота Руставели, лауреат театральной премии «Чайка» и премии «Триумф», лауреат премии «Ника» за киномузыку, кавалер Ордена Чести.
В первом отделении посвященного ему вечера состоится показ документального фильма «Гия Канчели: я не любил кларнет…», а во втором - концерт с участием Юлиана Милкиса и Полины Осетинской, на котором прозвучат 18 миниатюр для кларнета и фортепиано.
Именно в таком формате сам Гия Канчели задумывал показывать созданную канадским режиссёром Ольгой Антимони киноленту. Компания Yamaha Music предоставила для этого события концертный рояль Yamaha CFX
Идея фильма «Гия Канчели: я не любил кларнет…» (2020) родилась вследствие многочасового интервью Канчели тележурналисту Грегори Антимони.
Съемки документальной ленты продолжались 2,5 года и проходили в разных странах мира, в том числе в Грузии. Вторым героем картины стал музыкант Юлиан Милкис, друг Канчели. Именно для него композитор проводит экскурсию по своей родной квартире в Тбилиси, ему рассказывает истории из жизни, с ним делится творческими мыслями.
Во втором отделении концерта перед зрителями выступят Юлиан Милкис и Полина Осетинская. Юлиан Милкис – выдающийся кларнетист, известный во всем мире исполнитель классической и джазовой музыки.
Артист выступает на лучших мировых музыкальных сценах и сотрудничает с выдающимися музыкантами: Юрием Башметом, Александром Князевым, Мишей Майским, Александром Рудиным, квартетом имени Бородина и др.
Специально для Милкиса Канчели, Моравецом, Тищенко, Вайнбергом, Петровой и другими был написан целый ряд сочинений.
Полина Осетинская - активно концертирующая российская пианистка, лауреат молодежной премии «Триум». Педагоги Полины – преемницы исполнительской школы Генриха Нейгауза: Марина Вольф в Санкт-Петербурге и Вера Горностаева в Москве.
Пианистка выступает в известнейших залах России и мира, сотрудничает c лучшими оркестрами, в числе которых MusicAeterna, оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, ГАСО им. Е. Ф. Светланова, Токийский филармонический оркестр. Среди ее сценических партнеров – дирижеры Теодор Курентзис, Лоран Петижерар, Александр Сладковский, Василий Синайский, Ян-Паскаль Тортелье, Томас Зандерлинг и другие. Записи Полины выходили на лейблах Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz и «Мелодия».
Можно с уверенность сказать, что эта премьера запомнится и взыскательным знатокам современной музыки и тем, кто только знакомится с творчеством композиторов ХХ века.
Билеты: