Показ сериала «Вертинский» завершился.
Завершился как-то скромно по сравнению с запуском первых серий, перед которыми нам было рассказано, что это снято так, что «Клуб „Коттон"» закачается, а со Смирновой почтительно раскланяется сам Фриц Ланг, не говоря уже о Бобе Фоссе.
Довольно быстро оказалось, что Фриц Ланг и Боб Фосс не раскланяются и не только потому, что уже, увы, умерли. После этого некоторые критики подкорректировали свои восторженные посты в ФБ, а в свет вышло интервью Анастасии Вертинской, из которого оказалось, что Марианна не видела фильма вообще, а она сама считает, что главный герой фильма, конечно, не Вертинский, но сериал в целом полезен для расширения кругозора молодежи. К концу показа последняя серия обзавелась титром «некоторые события и персонажи выдуманы». Это для байопиков уже традиция. То, что распиаривается, как академически точное исследование, потом выходит на публику как фильм «по мотивам».
В общем, не бил барабан перед смутным полком, когда сериал хоронили.
И дело вовсе не в том, что «некоторые события и персонажи» оказались выдуманными, а в том, что фильм не удался прежде всего, как художественное высказывание.
Начну со сценария. Александр Николаевич Вертинский пережил сиротство, Первую Мировую, Гражданскую, эмиграцию, Вторую Мировую. Он пел в Москве, Париже Варшаве, Берлине, Шанхае и так далее. Написал воспоминания. Вроде бы достаточно материала для фильма, и, казалось бы, зачем придумывать гомосексуальную линию или историю о том, что первая жена артиста была любовницей уголовника, убившего парижского ювелира и казненного на гильотине.
Но ответ на этот вопрос очень простой: большие темы творческой группе из трех сценаристов не по плечу, а вот про неверных жен у них получается.
Откуда взялась линия гомосексуальная, которой посвящена целая серия, тоже понятно. Хочется на международный кинофестиваль. Но эта тема уже перестала быть модной, это уже не смелое, а набившее оскомину высказывание, так что с фестивалями вряд ли получится.
Теперь о кастинге. Рост Алексея Филимонова 172 см, у Вертинского он был заметно больше 180. Филимонову сшили ботинки на 10 сантиметровой платформе, на них он стоит, как на котурнах, при том, что его герой был гибок и подвижен даже в весьма зрелом возрасте.
Ну а то, что он не может петь (не «не умеет», а именно «не может») съемочную группу вообще не смутило. Звуковая дорожка фильма убивает наповал. Достаточно побродить в гугле минут 15, чтобы узнать, что это было очень «озвученное» время. Пластинки, радио, звук в кино – музыка звучала практически из каждого окна. Но в фильме ее нет. Там вообще нет ни одной самостоятельной музыкальной темы. Фильм о певце с актером, не умеющим петь, и без музыки – это, несомненно, новация.
Примерно так же происходит и с другими исполнителями. Вера Холодная и Марлен Дитрих перекочевали в картину из «Оттепели» и героинь московских 60-х и играют.
Лидию Вертинскую играет молодая миловидная актриса с силиконовыми губами. Да, я понимаю, что требовать полного внешнего совпадения смешно, но, тем не менее, у реальной Лидии Владимировны была завораживающе нестандартная внешность, а не обыденно миловидная.
Все эти неточности, недоработки и шероховатости накапливаются и накапливаются, и если в какие-то моменты актерам (прежде всего исполнителям ролей Александра Осмеркина и Константина Агеева) удается прорваться сквозь сценарные неточности и художественную приблизительность, это уже становится похожим на актерский подвиг.
А ведь есть еще и операторская работа, и выбор локаций. Все снято или на крупном плане – причем лица актеров только анфас, либо по колено, как вестерне.
Что касается выбора локаций, то Стамбул представлен стамбульским базаром, Шанхай – шанхайским. Интерьеры всегда построены по одному принципу: часть комнаты с кроватью и буфетом. Кровати, правда, разные.
Я надеялась, что, может быть, это однообразная, но все же метафора, и в последней серии перед нами откроется русский простор, но нет, этого не произошло.
Вся жизнь экранного бродяги и артиста прошла в каких-то закутках.
В общем, с «Вертинским» получилось то же, что и с предыдущими работами Авдотьи Смирновой – много претензий, много замаха, много пиара, желание всем угодить, приправленное намеками тонкими на то, чего не ведает никто, и очень скромный результат.
Примерно такой же, какой был бы, если бы Малевич нарисовал не черный, а розовый квадрат.
Ну еще и пошлость, апофеозом которой стала героиня Анны Михалковой с боевыми медалями на своих формах.
Годы написания песен перепутаны, Вертинский почему-то назван Шуриком, зато много секса в самых разных позах. Если при массовом показе на ТВ это вырежут, как вырезали в сериале «Троцкий», фильм станет значительно короче.
Возникает вопрос: а достоинства у фильма есть?
Кроме уже отмеченных: упоминания имени Александра Николаевича в положительном контексте и некоторых неплохих актерских работах есть еще одно - очень большое.
Вертинский был знаком с огромным количеством людей: с Анной Ахматовой, Михаилом Булгаковым, Георгием Адамовичем, Георгием Ивановым, Иваном Буниным, Сергеем Рахманиновым, Александром Галичем и так далее. Они в фильме не представлены.