Urbs aeterna в третьем Риме
08.11.2021 13:42
Анна Сокольская

scale_1200

«Я поздно встал — и на дороге

Застигнут ночью Рима был!» - написал Тютчев в стихотворении «Цицерон», из которого мы все помним другие строки:

«Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!»

«Роковые минуты» падения Римской империи, история этой великой цивилизации волнуют людей не одно тысячелетие. Культурное наследие Рима необозримо и влияние его даже на наше время весьма чувствительно. Кстати, говоря, российские школьники перестали учить латынь только 104 года назад.

Судьба Рима нашла отражение во множестве художественных произведений и 11 ноября состоится премьера еще одного. В этот день в зале «Зарядье» - в сердце Третьего Рима – пройдет мировая премьера музыкально-драматического театрализованного действа «Последний день вечного города».

Это сочинение для хора, солистов, драматических актеров и инструментального ансамбля по заказу Московского государственного академического камерного хора (Минин-хора) создал один из самых востребованных современных композиторов, автора музыки балетов «Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка» Илья Демуцкий.

Идея провести аналогии между Первым Римом и Москвой, которую называют Третьим Римом, и посмотреть, как поменялись проблемы горожан за 2000 лет, принадлежит либреттисту и театральному художнику из Чикаго Ольге Масловой. Вместе с поэтом Катей Капович (лауреатом «Русской премии» 2012 года в категории «Малая проза») Ольга Маслова создала оригинальное либретто, в котором использованы первоисточники времен Рима (письма Сенеки и Плиния Младшего, стихотворения Катулла, Ювенала и Марциана), настенные надписи, найденные при раскопках Помпеи и Рима, стихи Кати Капович, написанные специально для оратории, записи американского поэта, лауреата ряда престижных американских премий, номинанта Пулитцеровской премии Энджи Эстес (Аngie Estes) и даже птичьи трели в вольном переводе.

«Руководство хора обратилось ко мне с предложением написать что-то для коллектива. Ну а я, что называется, — человек с хоровым прошлым: с детства пел всевозможную музыку для хора, окончил Хоровое училище имени Глинки, а потом и дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургской консерватории. И вполне естественно, что я сразу, не раздумывая, согласился. Причем получил карт-бланш: пишите, что хотите! Ну я и подумал: Реквием писать рановато, «Всенощная» у меня есть, но здесь она как-то не к месту. Вот тут на помощь и пришла Ольга Маслова, либреттист и театральный художник из Чикаго. Она предложила идею сочинения, которое существует и в разных временах, и вне времени. «Последний день вечного города» — и не опера, и не оратория в чистом виде, хотя есть черты и оперы, и оратории. На первом плане для меня был хор во всем многообразии его возможностей, его красота и, если можно так сказать, «не-красота» — потому что избранный язык, выразительные средства очень контрастны. В период сочинения я понял, что отзвук в моей душе (не только в этой конкретной работе) нашла самая разная музыка, особенно та, которую я пел как хорист или дирижировал. Например, Carmina Burana Карла Орфа», - говорит Илья Демуцкий.

scale_1200
( Фото Даниила Рабовского)

«Эта история — о человеке. Более того — о любом человеке. Ценности, эмоции, переживания за 2000 лет мало изменились. Да и катаклизмы похожи: тогда — извержение Везувия, сейчас — пандемия, локдаун. Сочинение Ильи Демуцкого привлекает меня, прежде всего, потому, что хор в нем как бы переходит собственные границы. Перед участниками коллектива встают интересные актерские задачи. Музыка богата тембрами, красками, характерами. Кроме того, больше чем у десяти наших артистов есть соло различной значимости и протяженности — от реплик, дуэтов до целых номеров. Илья Демуцкий действительно поставил хор во главу угла!», - продолжает дирижер мировой премьеры — художественный руководитель Минин-хора Тимофей Гольберг.

Поэты и прозаики Золотого века видели в античной культуре красоту и гармонию. В Серебряном –вспоминая падение Рима Первого предчувствовали судьбу Рима Третьего.

Что окажется главным в Последнем дне вечного города для творцов ХХI века скоро увидим.

Пожелаем его создателем с чувством исполненного долга сказать после премьеры как когда-то Публий Овидий Назон: «Jamque opus exegi quod nec Jovis ira, nec ignis, nec poterit ferrum, nec edax abolere vetustas».

Добавить комментарий