16 февраля в Малом зале консерватории при переполненном (естественно, в рамках ограничений) зале состоялся первый концерт
Само понятие Второй русский советский) авангард, введенное в оборот Михаилом Гробманом описывает движение в отечественном искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х.
Если говорить, писать и читать о религиозных интенциях этого периода в живописи или поэзии уже стало привычным, то о музыке только говорить нельзя - ее надо слушать. И прошедший концерт стал первым публичным исполнением целого корпуса (это крайне важно для историков культуры) музыкальных произведений.
Описывать программу концерта своими словами, когда всем гостям МЗК был выдан прекрасный каталог с огромным количеством материалов несколько нескромно, поэтому процитирую одного из его авторов, Романа Насонова — музыковеда, доцент Московской консерватории, автора книги «Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники».
«…русская культурная традиция была трагически сломана после большевистского переворота, и желание восстановить ее преемственность воспринималось в семидесятые и восьмидесятые годы как святой долг. Непосредственное обращение ведущих советских композиторов в православие, свидетельством которого стали созданные в тот период литургические сочинения, было не только политическим, но и экзистенциальным жестом, возвращением в отчий дом.»
Композиторы шли к Нему разными путями, и для каждого их них это было своей глубоко личной историей.
Видимо, именно это делает все исполненную на концерте музыку столь напряженной, драматической, личностно окрашенной.
У посетителей концерта «Musica Sacra Nova. Духовная музыка Второго авангарда» была поразительная возможность услышать шедевры позднесоветского духовного искусства, произведения для хора a cappella на церковнославянские литургические тексты: Духовный концерт Николая Сидельникова (1990), «Восемь духовных песнопений для мужского хора. Памяти Бориса Пастернака» (1969–1989) Николая Каретникова, три духовных хора Альфреда Шнитке (1984), «Два славянских Псалма» (1984-1997) и молитву «Богородице Дево, радуйся» (1990) Арво Пярта, «Свете Тихий» Эдисона Денисова (1988) и «Две рождественские колыбельные» Валентина Сильвестрова (2006) .
Сам по себе этот концерт уже стал огромным культурным событием в жизни Москвы.
Но организовавший его фонд Николая Каретникова еще и провел посвященный духовной музыке Второго авангарда круглый стол и организовал в Выставочном зале Консерватории экспозицию «Ars sacra nova. Мистическая живопись и графика художников-нонконформистов». На ней представлены работы Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура, Анатолия Зверева, Оскар Рабин, Дмитрия Краснопевцева, Валентины Кропивницкой. И это придало уже незаурядному событию еще бОльшую многомерность, глубину и актуальность.