"ПЕРЕЗВОНЫ" В ЗАРЯДЬЕ
14.05.2022 12:02
Анна Сокольская

scale_1200

16 мая 2022 года в Концертном зале Зарядье прозвучит симфония-действо Валерия Гаврилина для солистов, большого хора, гобоя и ударных «Перезвоны» (по прочтении Василия Шукшина).

Премьера этого сочинения прошла 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии с грандиозным успехом.

По прошествии времени можно сказать, что это - одно из главных, концептуальных высказываний Гаврилина. Жанровое определение («хоровая симфония-действо») и подзаголовок («По прочтении Василия Шукшина») — концентрированное выражение сути сочинения. Перед нами не что иное как русская мистерия с элементами сюжетности и хорового театра. Общая композиция складывается из чередования массовых сцен, монологов героя, инструментальных интерлюдий.

«Перезвоны» создавались в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина, поэтом и драматургом Альбиной Шульгиной. Во многом, сочинение стало развитием другого замысла композитора — музыки к спектаклю «Степан Разин» (пьеса Василия Шукшина); фрагменты этой работы частично вошли в хоровую симфонию. В подавляющем большинстве тексты написаны самим композитором «с частичным использованием фрагментов русских народных песен» (из предуведомления к партитуре); кроме них туда входят тексты А. Шульгиной, фрагмент «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Дмитрия Лихачева, канонические песнопения. Как и в других сочинениях, Гаврилин в «Перезвонах» предпочитает не цитировать фольклорные напевы, а, глубоко вживаясь в народную традицию, воссоздавать ее в собственном материале.

По мысли Гаврилина, основной принцип композиции «Перезвонов» был подсказан эпизодом «Севастопольских рассказов» Льва Толстого: в момент гибели в сознании солдата промелькнула вся его жизнь.

В концерте 16 мая традиционное исполнение дополнено видеоконтентом, созданным Данилом Герасименко, который как видеохудожник участвовал в создании спектаклей для "Новой оперы", Большого театра, МХАТа имени Чехова, Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского.

«Конечно, я не хочу «фильма в сопровождении хора». Задача, которую я поставил перед видеохудожником, — никакой конкретики, никакой иллюстрации партитуры… Это будет, скорее, фон, который поможет слушателю. «Перезвоны» — пожалуй, самое сложное сочинение a capella, которое длится полтора часа. Однако в каждом его номере заложена некая остановка времени… Слушатель не всегда готов к… смене ритма, настроения, поэтому к статике звука мы добавили динамику в мультимедиа. Мне важно, чтобы слушатель понимал, что хоровое пение – это современный, серьезный, экспериментальный жанр», - сказал художественный руководитель хора Тимофей Гольберг в интервью «Независимой газете».

В концерте участвуют: народный артист Росии Сергей Шакуров, Михаил Кауфман (дискант); заслуженный артист России, солист Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Эдуард Хохлачев (гобой); ансамбль ударных Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова в составе: Николай Ермаков, Михаил Путков, Владимир Терехов.

По словам музыкального критика Ярослава Тимофеева:

«Перезвоны», возможно, — последний абсолютный, неоспоримый шедевр отечественной музыки. Это образец энциклопедии русской жизни — такой, какой ее видел Гаврилин. Пожалуй, это сочинение претендует на звание opus magnum(лат.: «лучшая работа») и вполне ему соответствует. Это попытка пробиться к душе, сердцу слушателя, изменить его, — и попытка, безусловно, удачная! Гаврилин не подражает русскому фольклору, а продолжает его. Композитор настолько влился в русскую среду (в частности, в фольклорных экспедициях), что взял на себя право выступать от имени русского народа. То, что ведущим началом в «Перезвонах» является хоровое, вполне естественно: и русская церковная традиция, и фольклор изначально вокальны. Второй важнейший элемент — колокольность — тоже обращение к основам: ни в одной национальной культуре колокола ни играют такой роли, как в русской. А инструменты, которые здесь присутствуют, — в хорошем смысле слова подсобные: что под рукой, то и используется. В «Перезвонах» это гобой (как аналог дудочки) и ударные. Для меня «Перезвоны» — любовь к Родине. Её не назначишь сверху и даже не воспитаешь: у таких гениальных людей, как Гаврилин, она рождается сама».

Билеты: https://clck.ru/h3FAs

Добавить комментарий