БАХ И ФОРЕ В ЗАЛЕ ЧАЙКОВСКОГО
11.06.2022 10:09
Анна Сокольская

scale_1200

Фестиваль «Хор без границ», посвященный собственному 50-летию, Московский государственный академический камерный хор (Минин-хор) завершает 11 июня 2022 года в Концертном зале имени Чайковского в Москве. В программе концерта — шедевры духовной музыки барокко и романтизма.

В первом отделении будет исполнен Магнификат И.С. Баха. Магнификат — род литургической музыки на текст славословия Девы Марии из Евангелия от Луки. Название образовано из первых строк молитвы — «Величит душа моя Господа». До Баха подобные композиции писали крупнейшие мастера эпохи Барокко — Палестрина, Лассо, Шютц и другие. В Концертном зале имени Чайковского звучит вторая (самая распространенная) редакция в 12-ти частях (ок.1730). Сочинение удивительной красоты и чистоты, Магнификат Баха по содержанию близок его же Рождественской оратории.

Во втором отделении исполняется Реквием Г. Форе. Крупнейшее вокально-симфоническое сочинение Форе, Реквием существует в трех редакциях. В концерте звучит поздняя (1900), в которой к оркестру, хору и солисту добавлена партия органа. Сочинение Форе — один из самых «неканонических» реквиемов в истории музыки. Одни традиционные части (например, Dies Irae — «День гнева») отсутствуют, другие (Libera me — «Избави меня…» и InParadisum — «В рай да выведут тебя ангелы…»), наоборот, добавлены. Реквием Форе отличают, прежде всего, лиризм, поэтичность и камерность; в музыке безошибочно узнаются импрессионистические краски.

Оригинальный замысел композитора в Реквиеме, который (по словам композитора) «проникнут от начала и до конца верой в вечный покой», не был понят современниками, и это побудило Форе публично выступить в его защиту:

Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его «колыбелью смерти». Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход. Упрекали же музыку Гуно в том, что она слишком уж склонна к человеческой нежности. Но так чувствовать заставляла сама его природа: такую форму приняло в нём религиозное чувство. Не следует ли просто считаться с натурой артиста? Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Я сыт этим по горло. И я захотел сделать что-нибудь другое.

В Магнификат И.С. Баха сольные партии исполняют:

— заслуженная артистка России, лауреат премий «Золотая Маска», Casta Diva, солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, ведущих театров и оперных фестивалей мира Альбина Шагимуратова (сопрано);

— солистка Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, европейских оперных театров Виктория Яровая (меццо-сопрано);

— солист Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, приглашенный солист Большого театра, европейских оперных театров Алексей Неклюдов 
(тенор);

— солист ведущих европейских оперных театров, приглашенный солист Большого театра Владимир Байков (бас-баритон);

В Реквиеме Форе сольные партии исполняют Альбина Шагимуратова и приглашенный солист Метрополитен-опера, Большого, Мариинского театров Василий Ладюк
(баритон).

Партия органа — Константин Волостнов.

Участвует Государственный академический симфонический оркестр 
России имени Е.Ф. Светланова.

Дирижер — главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев (в 1995 — 2010 годах маэстро был дирижером Московского государственного академического камерного хора). Художественный руководитель Минин-хора — Тимофей Гольберг.

Добавить комментарий