РОССИЯ В ЕЕ ИКОНЕ
26.06.2022 13:20
Анна Сокольская

25 июня 2022 года в Музее русской иконы им. Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV – начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Коллекция Игоря Сысолятина - одно из самых крупных иконных собраний современной России, до этой выставки еще не знакомая широкому зрителю.

На выставке представлено более трехсот экспонатов, которые показывают многовековой путь русского религиозного искусства от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий. Вместе с тем они наглядно демонстрируют широкую географию центров русского иконописания. Посетители смогут увидеть новооткрытые иконы, созданные в художественных столицах Руси XV–XVI веков, произведения строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, яркие провинциальные иконы XVII столетия и эффектные иконы эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы. В экспонируемом собрании широко представлена традиционная иконопись разных старообрядческих регионов, от Юго-Запада России до Поморья и Урала, а также виртуозное искусство иконников Палеха и Мстёры. Значительное место отведено высококачественной столичной иконе второй половины XIX – начала XX века, демонстрирующей разнообразие путей обновления древней традиции в динамично меняющихся культурных условиях.

Среди выставляемых икон много ранее не известных произведений с датами и подписями их создателей, открывающими новые имена и уточняющими историю русского иконописания. Целый ряд памятников не столько подсказывает ответы, сколько вызывает новые вопросы и стимулирует научный поиск, свидетельствуя о бесконечном богатстве внешних форм и глубинных смыслов отечественной иконописи.

Позволяя ощутить разнообразие оттенков стиля русской иконы, выставка даст возможность убедиться в многообразии ее тематики и сложности социального контекста. Оригинально истолкованные традиционные сюжеты и редкие композиции, монументальные храмовые иконы и камерные домашние образы, наследственные святыни дворянских и купеческих семейств, произведения, связанные с разными течениями старообрядчества или, напротив, созданные приверженцами господствующей церкви, говорят о неоднородности духовных потребностей общества, казалось бы, подчиненного строгой традиции. Эти памятники складываются в объемную картину религиозной жизни русского народа, особенно активной в Новое время, к которому относится большинство экспонируемых икон.

Важной особенностью коллекции Игоря Сысолятина является не только ее энциклопедический характер и яркость произведений, но и особый принцип их подбора. Обращая внимание на уровень исполнения, художественный центр или сюжет, собиратель не ограничивается этими, уже традиционными критериями. Его волнует история икон, которая не сводится к времени и месту их создания или личности мастера. Поэтому в состав коллекции входит целый ряд памятников, примечательных обстоятельствами их появления или последующего бытования, часто отраженными в специальных надписях или в художественном замысле. В частности, на выставке экспонируются иконы Троицы и Благовещения, связанные с заказом членов знаменитого семейства промышленников Строгановых, Серафимо-Понетаевский образ Богоматери Знамение, принадлежавший полковнику Дмитрию Ломану. Эту икону авторства последнего царского изографа Николая Емельянова и мастерской Фаберже императрица Александра Федоровна подарила Ломану в честь окончания строительства царскосельского Фёдоровского собора.

Полковник Дмитрий Николаевич Ломан (1868 -1918) в 1910 года стал ктитором (церковным старостой) Федоровского собора в Царском селе. Он был любителем русской старины, в его квартире бывали Билибин, Нестеров, братья Васнецовы, Есенин.

scale_1200

Так же в музее можно увидеть образ святого Григория Неокесарийского, поднесенный в 1923 году будущему новомученику, епископу Шлиссельбургскому Григорию ( Александру Алексеевичу Лебедеву ( 1878 - 1937)).

Не менее интересна судьба произведений, отражающих историю художественного наследия России, открытия средневековой русской иконы и отечественного музейного дела. Среди них выделяется одна из самых древних икон коллекции – образ Распятия рубежа XV–XVI веков, который в 1929–1932 гг. экспонировался в Лондоне и нескольких городах США в составе знаменитой выставки, организованной Игорем Грабарём и впервые познакомившей Запад с древнерусской живописью. «Распятие» не вернулось в Советский Союз и долгое время его местонахождение оставалось неизвестным, но несколько лет назад проданную при советской власти икону удалось обнаружить за рубежом и вернуть в Россию.

scale_1200

Столь же замечательной оказалась история иконы XVI века, изображающей новгородских святых Никиту и Иоанна. Находившееся в легендарном собрании московского старообрядца Егора Егорова, это произведение после 1917 года перемещалось из одного музея в другой, некоторое время хранилось в Третьяковской галерее, о чем свидетельствует инвентарный номер на обороте, а в 1930-е годы было продано за границу и оказалось в коллекции икон американского предпринимателя Джорджа Ханна – одной из лучших за рубежом. Теперь и этот памятник находится в России.

scale_1200

Особое место в коллекции И. Сысолятина занимает уникальная икона XVI века «Стена еси девам, Богородице дево…» из коллекции реставратора и историка искусств Николая Померанцева. Образ с таким сюжетом не представлен ни в одном из мировых музеев. Считается, что на этой иконе представлено пострижение в монахини, но речь, по мнению специалистов, идет об иноке, уподобленном ангелу.

scale_1200

Кроме этого собрание Игоря Сысолятина отличается тем, что в нем представлено большое количество подписных произведений знаменитых и малоизвестных авторов. Среди них царские изографы, создатели Строгановской школы Назарий Истомин Савин, мастер Михаил, мастера Оружейной палаты— Тихон Филатьев, Кирилл Уланов, Василий Козьмин, Лаврентий и Георгий Туфановы, Семен Спиридонов Холмогорец, известные иконописцы эпохи барокко XVIII века Василий Вощин-Чудовский, Иван Александров, Иван Максимов, Иван Гусятников, Стефан Волков, личный иконописец графа П.Б.Шереметьева — Михаил Фунтусов, кинешемец Петр Ананьин, известный иконописец из Великого Устюга Дмитрий Гоголицын, Холуйские мастера Сергей Денисов и Дмитрий Тепляков, В.Л.Боровиковский, М. Деев, В. Пешехонова, художники мастерской Богатыревых, М. Е. Белоусов, П.Д Корин и другие.

Выступая на открытии выставки Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви Митрополит Московский и всея Руси Корнилий отметил еще одну важную особенность выставки - это демонстрация в одном музейном (и культурном) пространстве новообрядческой и старообрядческой живописи, чего долго невозможно было представить и что на самом деле крайне важно для понимания единства православной культуры, несмотря на исторически возникшее формальное разделение.

scale_1200
( Митрополит Корнилий на пресс-конференции в ИА "Россия сегодня" перед открытием выставки)

Название выставки – «Россия в ее иконе» – повторяет заглавие очерка князя Евгения Николаевича Трубецкого (1863–1920).

В 1917 году он писал: «…есть в этой иконописи… что преисполняет душу бесконечной радостью, это – образ России обновленной, воскресшей и прославленной. Все в нем говорит о нашей народной надежде... Мы и сейчас живем этой надеждой…»

Выставка открыта до 1 октября. Вход свободный.

Добавить комментарий