Почва и судьба. "Золотой век" Олега Погудина. Петербург - Михайловское - Екатеринбург
05.10.2022 18:56
Анна Сокольская

0474af59fd8ede11fdff7e62455e16633da88f73091.jpgНаверное, две самых главных русских книги - это "Станционный смотритель" и "Бедные люди". Конечно нам всем приятно почитать про графов, князей и лошадь Фру-Фру, но сами то мы не графского рода: украшаем подоконники цветами, а стены картинками, как Самсон Вырин, служим безукоризненно, живем от получки до получки и все тщимся, как Макар Девушкин,  приискать квартирку не в том районе, где чижики так и мрут.  

И если для пушкинистов Александр Сергеевич - классик, основоположник и так далее, то для людей простых - утешение.  

Всё представляю в блаженном тумане я:
         Статуи, арки, сады, цветники.
         Темные волны прекрасной реки..., - пишет Георгий Иванов и продолжает:

"Бедные люди" - пример тавтологии,
          Кем это сказано? Может быть, мной...

Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных! 

В своем "Золотом веке" Олег Погудин соединил то, что каким-то странным образом оказалось разделенным теоретиками культуры на две половины - высокую классику Пушкина и Лермонтова, блеск и роскошь императорской России, и простую красоту романса, радующую и утешающую Выриных и Девушкиных (А еще Пушкина, Блока, Рахманинова, Бунина...о чем нередко забывается) . 

И если как артист Погудин работает с материалом вполне массовым, то режиссер он сугубо элитарный. Тут можно было бы написать пару страниц о дискурсивной целостности его работ и одновременном выходе за пределы сложившейся жанровой парадигмы, глубокой концептуализованности, архитектонике и прочем, но гораздо важнее сказать о том, что он сделал то, чего в таком объеме не делал никто - создал цельное драматургическое произведение  из академической классики,  стихов золотого века и русского романса. 

В Древней Греции был обычай: люди расставаясь, брали предмет (глиняную тарелку или навощенную дощечку с какой-либо надписью) и разламывали пополам. Каждый брал себе половину. Спустя много лет они, или их потомки могли узнать друг друга, увидев, что эти половины соединяются в единое целое, образуют СИМВОЛ.

Так и «Золотой век», объединив разные части культуры, стал ее символом, то есть тем, что эту культуру определяет, описывает и представляет. Дуэт Лизы и Полины из "Пиковой дамы" и романс "Средь шумного бала", отрывки из "Евгения Онегина"  и цыганская "Невечерняя", барочное "Quella fiamma..." и неоклассическая хореография на музыку Глазунова и Глинки все вместе составляют образ Золотого века - сложный, глубокий и яркий.  Уже этого было бы более, чем достаточно, чтобы говорить об успехе концерта-спектакля.

Но есть еще один момент, который нельзя не отметить. Это возможность показа "Золотого века" как на таких грандиозных  и технически оснащенных площадках как ГКД, БКЗ или екатеринбургский "Космос",  так и, например, в музея-усадьбах. Летом 2022 года "Золотой век" был показан в Царском селе, Ясной Поляне и Михайловском. Эти три концерта-спектакля составили своеобразную триптих, восторженно принятый зрителями. А сама возможность переноса этой работы на разные площадки говорит о высочайшем уровне Олега Погудина - режиссера.  

Нельзя не сказать еще и  вот о чем. За много лет радийной работы я заметила одну закономерность. Люди готовы слушать любимые инструментальные произведения в любом достойном исполнении, в письмах они просят Моцарты, Шуберта, Баха, а не Рихтера, Нейгауза, Гринберг, но как только мы начитаем говорить о камерной вокальной лирике, ситуация меняется. Слушатели хотят только Лемешева, только Агафонова или только Погудина. Они готовы до хрипоты спорить об исполнении романса «Пара гнедых». И это потому, что жанр этот сверхсубъектен, грань между исполнителем и лирическим героем для зрителя практически незаметна, и каждый ждет от артиста совпадения со своим вИдением.

В этой ситуации нужно огромное мужество для того, чтобы вынести этот жанр на большие площадки. Но если актерское вИдение совпадет с ожиданиями тысяч людей – это будет огромной победой.

И в этот раз Олегу Погудину и всем участникам концерта-спектакля: Елене Бирюзовой, Ольге Стародубовой, Данилу Можаеву, Галине Гармаш, Дмитрию Антипову, Олегу Вайнштейну это удалось.

В финале «Золотого века» звучит романс на стихи Тютчева: «Я встретил Вас».

Литературоведы приучили нас считать Тютчева сложным поэтом, но, о Пушкине он сказал просто, ясно и понятно каждому: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет.

«Золотой век» он и о любви тоже: о первой, о любви на склоне лет и о памяти сердца, которая сильней рассудка памяти печальной.

А еще о горных вершинах и о том, что мы отдохнем.

Спасибо Олегу Погудину и всем участникам спектакля за то, что напомнили: искусство – храм, а не корпоратив.

Спасибо за утешение.

Спасибо за то, что в художественном делании были реализованы слова Ильина: 
Пушкин «дал нам возможность, и основание, и право верить в призвание и в творческую силу нашей родины, благословлять ее на всех ее путях и прозревать ее светлое будущее, - какие бы еще страдания, лишения или унижения ни выпали на долю русского народа.

Ибо иметь такого поэта и пророка - значит иметь свыше великую милость и великое обетование". 

Чему бы жизнь нас ни учила,
         Но сердце верит в чудеса:
         Есть нескудеющая сила,
         Есть и нетленная краса.


Добавить комментарий