Наверное, две самых главных русских книги - это "Станционный смотритель" и "Бедные люди". Конечно нам всем приятно почитать про графов, князей и лошадь Фру-Фру, но сами то мы не графского рода: украшаем подоконники цветами, а стены картинками, как Самсон Вырин, служим безукоризненно, живем от получки до получки и все тщимся, как Макар Девушкин, приискать квартирку не в том районе, где чижики так и мрут.
И если для пушкинистов Александр Сергеевич - классик, основоположник и так далее, то для людей простых - утешение.
Всё представляю в блаженном тумане я:
Статуи, арки, сады, цветники.
Темные волны прекрасной реки..., - пишет Георгий Иванов и продолжает:
"Бедные люди" - пример тавтологии,
Кем это сказано? Может быть, мной...
Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!
В своем "Золотом веке" Олег Погудин соединил то, что каким-то странным образом оказалось разделенным теоретиками культуры на две половины - высокую классику Пушкина и Лермонтова, блеск и роскошь императорской России, и простую красоту романса, радующую и утешающую Выриных и Девушкиных (А еще Пушкина, Блока, Рахманинова, Бунина...о чем нередко забывается) .
И если как артист Погудин работает с материалом вполне массовым, то режиссер он сугубо элитарный. Тут можно было бы написать пару страниц о дискурсивной целостности его работ и одновременном выходе за пределы сложившейся жанровой парадигмы, глубокой концептуализованности, архитектонике и прочем, но гораздо важнее сказать о том, что он сделал то, чего в таком объеме не делал никто - создал цельное драматургическое произведение из академической классики, стихов золотого века и русского романса.
В Древней Греции был обычай: люди расставаясь, брали предмет (глиняную тарелку или навощенную дощечку с какой-либо надписью) и разламывали пополам. Каждый брал себе половину. Спустя много лет они, или их потомки могли узнать друг друга, увидев, что эти половины соединяются в единое целое, образуют СИМВОЛ.
Так и «Золотой век», объединив разные части культуры, стал ее символом, то есть тем, что эту культуру определяет, описывает и представляет. Дуэт Лизы и Полины из "Пиковой дамы" и романс "Средь шумного бала", отрывки из "Евгения Онегина" и цыганская "Невечерняя", барочное "Quella fiamma..." и неоклассическая хореография на музыку Глазунова и Глинки все вместе составляют образ Золотого века - сложный, глубокий и яркий. Уже этого было бы более, чем достаточно, чтобы говорить об успехе концерта-спектакля.
Но есть еще один момент, который нельзя не отметить. Это возможность показа "Золотого века" как на таких грандиозных и технически оснащенных площадках как ГКД, БКЗ или екатеринбургский "Космос", так и, например, в музея-усадьбах. Летом 2022 года "Золотой век" был показан в Царском селе, Ясной Поляне и Михайловском. Эти три концерта-спектакля составили своеобразную триптих, восторженно принятый зрителями. А сама возможность переноса этой работы на разные площадки говорит о высочайшем уровне Олега Погудина - режиссера.
Нельзя не сказать еще и вот о чем. За много лет радийной работы я заметила одну закономерность. Люди готовы слушать любимые инструментальные произведения в любом достойном исполнении, в письмах они просят Моцарты, Шуберта, Баха, а не Рихтера, Нейгауза, Гринберг, но как только мы начитаем говорить о камерной вокальной лирике, ситуация меняется. Слушатели хотят только Лемешева, только Агафонова или только Погудина. Они готовы до хрипоты спорить об исполнении романса «Пара гнедых». И это потому, что жанр этот сверхсубъектен, грань между исполнителем и лирическим героем для зрителя практически незаметна, и каждый ждет от артиста совпадения со своим вИдением.
В этой ситуации нужно огромное мужество для того, чтобы вынести этот жанр на большие площадки. Но если актерское вИдение совпадет с ожиданиями тысяч людей – это будет огромной победой.
И в этот раз Олегу Погудину и всем участникам концерта-спектакля: Елене Бирюзовой, Ольге Стародубовой, Данилу Можаеву, Галине Гармаш, Дмитрию Антипову, Олегу Вайнштейну это удалось.
В финале «Золотого века» звучит романс на стихи Тютчева: «Я встретил Вас».
Литературоведы приучили нас считать Тютчева сложным поэтом, но, о Пушкине он сказал просто, ясно и понятно каждому: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет.
«Золотой век» он и о любви тоже: о первой, о любви на склоне лет и о памяти сердца, которая сильней рассудка памяти печальной.
А еще о горных вершинах и о том, что мы отдохнем.
Спасибо Олегу Погудину и всем участникам спектакля за то, что напомнили: искусство – храм, а не корпоратив.
Спасибо за утешение.
Спасибо за то, что в художественном делании были реализованы слова Ильина:Ибо иметь такого поэта и пророка - значит иметь свыше великую милость и великое обетование".
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.