22 декабря Народный артист России Олег Погудин отмечает день рождения. Перед этим днем артист дал интервью нашему изданию, в котором рассказал о планах на 2023-й год, предстоящей премьере, отношению к биографиям артистов и многом другом.
- Олег Евгеньевич, в преддверии Нового года все мы традиционно строим планы на будущее. Не могли бы Вы поделиться своими?
- Сейчас, в момент нашего разговора все планы связаны с февральско-мартовской премьерой, которая будет называться «Ар-деко».
У нас будет два премьерных спектакля:
В Санкт-Петербурге 25 февраля в БКЗ «Октябрьский»
В Москве 9 марта в Государственном Кремлевском Дворце
Об этой программе я уже писал не раз, поэтому позволю себе немного повториться.
Для названия периода, в который складывался стиль Ар-деко,
историки нередко используют слово Интербеллум. Это промежуток между войнами: в
нашем случае - Первой и Второй Мировой. Период короткий, яркий, насыщенный,
трагический и жизнеутверждающий одновременно. Давайте только представим, что
Пикассо, Шагал, Хемингуэй, Ремарк, Булгаков, Бунин, Ахматова, Цветаева,
Мандельштам, Пастернак, Иванов, Адамович, Ходасевич, Рахманинов, Прокофьев,
Стравинский, Шостакович, Кальман, Строк, Петербургский, Пьяццолла,
Станиславский, Мейерхольд, Шаляпин, Вертинский, Плевицкая, Лещенко, Морфесси и
многие, многие другие - современники.
Именно в эти годы возникает стиль декоративный, но и достаточно мужественный, тонкий,
но тяготеющий к большим объемам и проектам в архитектуре и большим темам в
литературе. Стиль, отражением которого станут первые звуковые фильмы,
русское танго, московское метро и последние оперы Пуччини.
Московское метро я упомянул не случайно - меня нередко спрашивают: а был ли стиль Ар-деко в СССР? Вообще-то достаточно спуститься, например, на станцию «Маяковская» и сразу будут видны все приметы стиля: и линии американского «стримлайна», и сложная форма светильников, окружающих панно Александра Дейнеки.
Но это формы монументальные. А были еще и танцы, и песни, и всеми любимые «Черные глаза» и «Дымок от папиросы».
И моды были – потому что советские женщины точно так же хотели быть красивыми, подражали Любови Орловой и Людмиле Целиковской, делали модные стрижки и красили губы алой помадой.
Ар-деко — эпоха контрастов. Это попытки забыть Первую Мировую, предчувствие Второй и одновременно веселые вечеринки с танго и фокстротом. В это время Маяковский предлагал лозунг «Для пролетариев всех стран мы учредим кафешантан", Зощенко заставлял всех смеяться над монологом продавщицы шляпок: «На вашей пролетарской голове эта шляпка звучит пролетарским гимном... Чувствуется ширь полей и глубина заводов. Эти красные маки, горят как знамена!», Матвей Блантер сочинял фокстроты, а Вера Инбер - стихи про девушку из Нагасаки.
Ар-деко - это триумф Русского балета Дягилева и трагедия
Белой эмиграции, режиссерские эксперименты Эйзенштейна и работа Комиссии по
пляске. В это время оперные спектакли уходили из моды, зато всеобщим увлечением
стали походы на эстрадные ревю, радиотрансляции стали привычными, а
грампластинки начали выпускаться огромными тиражами. Наверное, до этого в жизни
людей никогда не было так много разной и доступной музыки, ведь теперь она
зазвучала из каждого окна.
Сколько и каких научных трудов уже написано и будет написано об этом!
А вот язык искусства может рассказать об этом времени всего за три часа, потому
что песня, романс, танго, стихотворение дают пищу для души и воображения и
позволяют нам непосредственно стать сопричастными и эпохе, и ее героям. Это,
так сказать, теоретическая часть. Но есть еще два практических, режиссерских
соображения, которыми хочется поделиться.
Первое состоит в том, что этот период от нас совсем близко – по сути это молодость наших бабушек и дедушек. И вот это требует особой ответственности, особой точности и тонкости в представлении материала.
А вот второе соображение связано с площадками. Вроде бы романс, танго и фокстрот – жанры камерные, поэзия Ахматовой, Мандельштама или Адамовича тоже не для стадионов. Но само по себе Ар-деко не только последний большой стиль, но это еще и большой стиль великой эпохи. И вот это обращение к большой теме требует больших площадок. В Санкт-Петербурге это будет БКЗ «Октябрьский», в Москве – Государственный Кремлевский дворец.
Так что это о самых близких планах, возможно после того, как премьера состоится, появятся и другие.
- Кто выйдет на сцену вместе с Вами?
- Это будут уже известные публике по "Золотому
веку" Дмитрий Антипов и Данил Можаев и три выпускницы моей Альма Матер, которым
я имел честь и счастье преподавать актёрское мастерство, ныне - известные
актрисы столичных театров: Манана Гогитидзе, Елена Коробейникова и Юлия
Стожарова.
В одном из интервью я уже упоминал, что всегда считал себя учеником в русской
школе психологического театра. И для меня очень важно, что мы вчетвером ученики
Галины Андреевны Барышевой, ученицы Василия Осиповича Топоркова, ученика
Константина Сергеевича Станиславского. Так что у нас с периодом Ар-деко самая
прямая, кровная связь.
16 января мы планируем провести пресс-конференцию, посвященную премьере, на которой я постараюсь представить всех участников проекта.
Она пройдет в очень подходящем, как мне кажется для этого месте, в Культурном центре «Минин-хор» на Новой Басманной.
- Почему сложилась такая последовательность спектаклей трилогии: Серебряный век - Золотой век - Ар-Деко?
- У искусства своя хронология. Действительно, когда в 2018 году состоялась премьера Серебряного Века, я планировал, что «Ар-деко» станет следующим спектаклем. Что же касается Золотого века, то мои размышления о нем начались после премьеры программы «Чайковский», когда я планировал похожую концертную программе «Глинка» ...
Однако потом стало понятно, что сейчас и зрителям, и нам, необходимо говорить именно о Золотом веке в целом.
Ведь дело в том, что это – единственный большой стиль, полностью реализовавшийся и состоявшийся. Стиль, сформированный теми людьми, к именам которых мы до сих пор возвращаемся.
Как в стихах Блока, обращенных к Пушкину и Пушкинскому дому?
…С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Но надо сказать вот что. Ни «Серебряный век», ни «Золотой» не стали разовыми перформансами. «Серебряный век» был показан в 40 городах России и за рубежом. И, я надеюсь, продолжит свою жизнь в других ипостасях.
«Золотой Век» мы показали в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.
14 марта «Золотой век» пройдет в Воронеже. И мы можем уже говорить о перекличке этих спектаклей. Пушкин в «Золотом веке», Блок в «Серебряном», Ахматова и Мандельштам в «Ар-деко» пребывают в едином пространстве нашей культуры.
- Чего Вы ждете от этой премьеры? Творчески, социально, в плане пиара и успеха?
- Ожидания прежде всего творческие. И еще я жду ответов на какие-то давние вопросы и новых вопросов. О пиаре и успехе как-то уже странно говорить. Скажу просто: я – артист состоявшийся и мне уже не надо жить надеждами на то, что вдруг заметят, обратят внимание, пожалуют чем-нибудь. Появится отклик в СМИ, буду рад и с интересом почитаю.
Вообще, если говорить об итогах года, хочу сказать, что 2022 был для меня важен двумя вещами: учебой в ГИТИСе и участием в научной жизни, даже выходом статьи, посвященной поэтике русского романса. И вот когда я изучал в ГИТИСе театральную критику и готовил свои доклады и выступления, то четко понял одну вещь. Актуализует жанр или произведение всегда артист, институциализирует народ, а критика-пресса-пиар - это социальный лифт. Он может облегчить судьбу артиста, может добавить в нее драматизма, но глобально ничего не решает. Критика не жаловала Булгакова, Ахматову, Есенина, русский романс, танго и так далее…и что?
( Фото Елены Мартынюк. чью знаменитую серию работ к "Мастеру и Маргарите" знает каждый. Фотосессия проводилась в Булгаковском доме - идеально подходящем к периоду "Ар-деко") .
- Как Вы считаете, нужны ли книги об артистах?
- Хорошие, конечно. Но часто книга о знаменитости написана вовсе не для того, чтобы рассказать о знаменитости. Это – способ ее автора привлечь внимание к себе.
На самом деле от всех этих ловцов удачи спасает то, что написать книгу – огромный труд…
И если говорить об этом серьезно, то лучшие книги об артистах, о творческих людях вообще – либо художественные, либо автобиографические.
Что можно добавить к описанию пути драматурга и писателя после «Мастера и Маргариты» и «Театрального романа» или к описанию пути артиста, если написаны шаляпинская «Маска и душа» и «Дорогой длинною» Вертинского?
- В интервью "Литературной газете" Вас спросили:
Если бы Вам предложили написать книгу, о чем бы она была?
- Однозначно о судьбе человека, - ответили Вы.
И я знаю, что Вы работаете над сборником эссе о судьбах деятелей культуры прошлого....
- Ох…я отчаянно пытаюсь успеть к премьере…и надеюсь, что эскиз этого сборника появится к 25 февраля. Подчеркну, что это будут именно эссе – то есть мои субъективные художественные высказывания, без претензий на строгий академизм. Но с правом иметь собственное вИдение.
- Что бы хотели пожелать тем, кто только выходит на сцену?
- Здоровья и крепких нервов. Segui il tuo corso, e lascia dir la genti…
- Каким Вы видите будущее камерной вокальной лирики?
- Судя по тому, что наконец перестали настаивать, что романс и вообще камерная вокальная музыка устарели, а наоборот говорят о том, что ни в коем случае нельзя, чтобы из искусства уходила эмоция, что главное – не жанровая принадлежность, а художественная ценность, что людям нужны подлинные чувства и переживания, а не постмодернистско-иронические экзерсисы, в которых главное – борьба с незакрытыми гештальтами постановщика, завмуза и завлита, а народ заполняет залы на романсовых концертах от Петрозаводска до Владивостока, смотреть вперед можно без боязни.
- Что на Ваш взгляд самое ценное в нашей культуре?
- Наш язык. Это то, что мы должны сохранять всеми силами.
- Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Разрешите поздравить Вас с днем рождения и наступающим Новым годом и пожелать успешной реализации всех Ваших планов.
- Спасибо большое.