НОВАЯ ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ РУССКОЙ ИКОНЫ
11.01.2023 19:34
Анна Сокольская

scale_1200

23 декабря 2022 г. в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова открылась уже традиционная выставка одного шедевра.

На ней представлен образ Николая Мирликийского (Великорецкого) с житийным циклом в клеймах из собрания Сергея Ходорковского. Эта выставка продолжает проект «Шедевры древнерусской живописи из собраний России», посвященный малоизвестным памятникам русской иконописи, которые много лет лежали в запасниках, недавно вышли из реставрации или до этих пор не были удостоены обстоятельной и качественной публикации. Предыдущие выставки цикла были созданы совместно с государственными региональными собраниями – Ростовским, Псковским, Муромским и Новгородским музеями. Новая экспозиция расширяет границы проекта, представляя памятник из частной коллекции.

scale_1200

Икону святителя Николая Мирликийского (Великорецкого) коллекционер приобрел несколько лет назад. Ее живопись была полностью скрыта под слоем потемневшей олифы, и лишь по косвенным признакам было понятно, что образ древний. Тем не менее, собиратель доверился своему чутью и не ошибся. После раскрытия и реставрации перед ним предстал памятник XVI века, исключительный по своим художественным качествам и сохранности авторского слоя. Хотя сведения о происхождении образа неизвестны, иконографические и стилистические особенности позволяют отнести его к еще не столь хорошо изученным произведениям псковской иконописной школы второй половины XVI столетия. Эпитет Великорецкий» отсылает к иконе, обретенной в Вятской земле на берегу реки Великой в селе Великорецком в 1383 году и хорошо известной по многочисленным копиям. В середине XVI века вятский образ Николы Великорецкого был прославлен по всей Руси в рамках политики Ивана Грозного и митрополита Макария, направленной на чествование подвига российского государя – присоединения к православию Казанского царства.

В 1555 году икона была впервые доставлена крестным ходом в Москву, в Успенский собор через новоприсоединённую Казань, Нижний Новгород и Коломну. В это же время иконой было освящено начало строительства Покровского собора, что на рву. Возвращали икону через Вологду, где впоследствии она будет спрятана при нашествии татар на Казань. После изгнания татар из Вологды на месте, где икона была спрятана была построена Александро-Невская церковь. Икона имеет несколько списков; в честь иконы были построены храмы и монастыри. В Москву икона вернулась в 1614 году. Однако икона из собрания Сергея Ходорковского отличается от распространенных списков с вятской святыни увеличенным размером и иным составом сюжетных клейм: ее житийный цикл
насчитывает 16 эпизодов, в противоположность 8 сценам, традиционным для Великорецких образов.

"Занятие творчеством собирателя интересно тем, что ты всю жизнь учишься и постоянно открываешь для себя что-то новое. Нельзя сказать: «Вот я уже все выучил, все знаю», – и быть уверенным в себе на сто процентов. С одной стороны, это означает всегда быть готовым рисковать и ошибаться, а с другой – оставляет возможность для настоящего чуда, как в случае с обретением образа святителя Николая, представленного на выставке в Музее русской иконы", - говорит Сергей Ходорковский.

scale_1200

Говоря о русской иконе, нельзя не вспомнить слова Евгения Николаевича Трубецкого: «В исторических судьбах русской иконы есть что-то граничащее с чудесным. Чудо заключается, разумеется, не в тех превратностях, которые она испытала, а в том, что, несмотря на все эти превратности, она осталась целою. Казалось бы, против нее ополчились самые могущественные враги – равнодушие, непонимание, небрежение, безвкусие неосмысленного почитания, но и этой коалиции не удалось ее разрушить…Но есть в этой иконописи и что-то другое, что преисполняет душу бесконечной радостью, – это образ России обновленной, воскресшей и прославленной. Все в ней говорит о нашей народной надежде, о том высоком духовном подвиге, который вернул русскому человеку родину. Мы и сейчас живем этой надеждой.»

Выставка продлится до 23 марта. Вход свободный.


Добавить комментарий