СТРАСТИ ХРИСТОВЫ В МУЗЕЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА
27.01.2023 16:32
Анна Сокольская

scale_1200

27 января в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открывается выставка «Страсти Христовы».

Она посвящена иконографии последних дней земной жизни Христа. События Страстной Недели – взятие под стражу, суд над Христом, бичевание и поругание Христа, Распятие – представлены в иконах и произведениях декоративно- прикладного искусства, скульптуре, книжной графике и живописи.

scale_1200
1698 год. Иконописцы Фома и Василий Потаповы, двоюродные братья, потомственные иконописцы. В 1698 году они написали 22 иконы в Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря, из них 12 — большого размера

Среди экспонатов выставки – редкие образы, почитавшиеся в дореволюционной России как чудотворные. Один из них – «Целование Иуды» –прославился в подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни в 1829 году. Другой – монохромное изображение несущего крест Христа в терновом венце, получившее в народе название «Спас беленький». По преданию, перед гипсовым барельефом с образом Христа в Спасо-Влахернском монастыре прозрели две слепорожденные девочки, после чего в монастырской иконописной мастерской стали делать живописные копии в бело-серой гамме для паломников.

Ключевой сюжет страстного цикла – Распятие Христово – представлен в памятниках XV-XIX веков. На выставке экспонируется ряд икон Страстного чина. Этот чин возник после Московского Большого собора (1666 — 1667), указавшего, что в иконостасе следует помещать "Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа".

scale_1200
Неизвестный мастер Оружейная палата. Икона "Коронование Тернием" Москва. Конец 1680-х - начало 1690-х

Сами сюжеты "Страстей" были не новы для иконостаса, уже в пятнадцатом веке они составляли в его праздничном чине обширный цикл и включались тогда в широкое повествование об учреждении на земле Новозаветной Церкви и ее дальнейшем торжестве. Поскольку иконы Страстного чина были очень высоко, то ( для того, чтобы молящимся было легче их разглядеть) им придавались формы круга, овала, часто выпуклых; они вставлялись в золоченые рамы и устанавливались на карнизе иконостаса. Во всех композициях Страстного ряда Иисус Христос изображен в одеждах красного и синего цвета, как и полагается по канону — красный цвет хитона означает Его царское достоинство и человеческую природу, синий цвет гиматия — Его божественную природу, небесное происхождение. Но на наших иконах мы видим не просто красный или вишневый, как это часто бывает, а хитон цвета запекшейся крови, что снова и снова напоминает о крови Спасителя, пролитой во искупление наших грехов.

scale_1200
М.В.Нестеров. Страстная седмица.

Однако на выставке кроме икон есть и одна картина. Это - «Страстная седмица», М.В. Нестерова. которая экспонируется на выставке вместе с подготовительным эскизом. Задумав это полотно сразу после революции, живописец завершил работу только в 1933 году. В эскизе автор окружил Распятие огромной толпой людей, однако в окончательном варианте он оставил вокруг Креста только семь персонажей - Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, трех женщин, одна из которых держит детский гроб, священника, в образе которого угадывается близкий знакомый Нестерова, священник из Армавира Леонид Федорович Дмитриевский, и крестьянина. Картина отразила духовные поиски художника, его размышления о русской истории. В 1933 году Нестеров писал: "Кончил картину, что носил в чреве своем с 1919 года. Она, конечно, имеет все элементы, из которых можно безошибочно сложить мою художественную персону. Тут есть и русский пейзаж, есть и народ, есть и кающийся… интеллигент". «Страстная седмица» продолжает главную в нестеровском творчестве тему, начатую в его программных картинах «Святая Русь», «Путь к Христу», «Душа народа», - тему покаянного пути к Богу, пути, «полного страданий, подвига и заблуждений». Надо сказать, что в канонической иконографии вообще не встречается изображения такого сюжета: это и не «Распятие», и не «Седмица» в их строгом понимании. «Страстная седмица» - это созданный Нестеровым новый символ народной веры, «жгучей веры» русских людей…

Участниками проекта стали Государственная Третьяковская галерея,Государственный исторический музей, музей-заповедник «Останкино и Кусково»,Музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, частные коллекционеры.

Выставка работает до 11 апреля.


Добавить комментарий