Второго февраля в РИА «Россия сегодня» прошла творческая встреча создателей сериала «Шаляпин» с журналистами. Создатели фильма показали прессе пятую и шестую серии проекта, объяснив это тем, что там представлено и большое количество известных людей ( Горький, Коровин, Дальский), и показаны очень значимые события в жизни героя. Судя по тому, что мы увидели – это вполне добротный байопик, не страдающий в отличие от пресловутого «Вертинского» ни сценарными несообразностями, ни нелогичным кастингом, ни демонстрацией на экране комплексов режиссера. Сериал, как описанный Пушкиным роман, «классический, старинный, нравоучительный и чинный» …Локации выбраны удачно, интерьеры достоверные и красивые, костюмы тоже. Знаменитая шуба с кустодиевского портрета на месте. Бульдог присутствует. Правда, другого цвета – но есть же у режиссера свобода творчества.
И, на самом деле, это очень хорошо. Зритель устал от киноэкспериментов на домашнем экране – для этого есть фестивали и фестивальное кино - и ему хочется внятного повествования. Детство героя – его отношения с родителями – поиск себя – успех ( или неуспех)… Егор Анашкин – сериальщик опытный, кроме того понятно, что и «Тысячеликого героя» Кэмпбелла во ВГИКе, где он учился, читают и технику «Круга истории» Дэна Хармона изучают. И опыт этот в сериале виден. Александр Горбатов в роли Шаляпина убедителен вполне. Если к этому добавить, что его герой показан не только в водовороте страстей, но и на репетициях, при выборе декораций, встречах с рабочими и театральным начальством, что дома у него есть не только кровать ( о, неудобозабываемый дунин «Вертинский»), но и партитуры, его фотографии в различных ролях, и даже книги, то можно было бы спокойно написать дежурное «сериал понравится самому широкому зрителю». Но есть одно «но» – общее больное место всех байопиков, которое интересно обсуждать и с которыми непонятно, что делать. Как достоверно показать творческого человека в процессе его деятельности? Певца – поющим, пианиста – играющим, писателя – пишущим? Шаляпин – оперный певец. Горбатов не поет. Вокальные партии в фильме исполнил Ильдар Абдразаков, что сразу придало сериалу и блеск, и солидность одновременно. Но пение – сложный психофизиологический и творческий процесс, несущий на себе отпечаток личности певца. Следовательно, даже при самых аккуратных попытках совмещения, при самой тщательной растушевке в фильме будут две личности главного героя. Александр Горбатов сказал на пресс-конференции, что ему было очень тревожно отдавать своего героя в «чужие руки» и он очень благодарен Ильдару Абдразакову за его вдумчивый и артистически точный подход. Получилось и правда достоверно, но крупных планов пения мы не увидели – возможно это и правильное решение.
Неожиданно для многих Федор Иванович оказался в сериале «левым». Он дружит с Горьким (что правда), скорбит по поводу «Кровавого воскресенья» (тоже правда), поет рабочим «Дубинушку» (чистая правда). При этом создатели фильма говорят, что сериал закончится его отъездом из советской России. Если им удалось в финальных сериях показать драму артиста, его разочарование, крах иллюзий, осознание катастрофы той России, которую он знал и любил, это будет огромный успех исполнителя главной роли и всего коллектива. Если нет и все осталось на уровне нарратива, мы получим просто качественный сериал с хорошими актерами. Что тоже очень немало.