Два значимых культурных события состоялись в Москве практически одновременно.
26 апреля в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова состоялась презентация каталога коллекции икон Олега Кушнирского «Русская икона середины ХVIII-начала ХХ века». 27 апреля в музее Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе».
Почему эти события столь значимы?
Советское искусствоведение «разрешало» существование древнерусской иконы, работ Андрея Рублева, Дионисия и Феофана Грека, в крайнем случае Симона Ушакова. То же, что происходило в иконописи в имперский период, предпочитало не замечать. Вне зоны его внимания оставались работы художников восемнадцатого-девятнадцатого веков (периода академизма и второго барокко) старообрядческая иконопись, работы периода русского религиозного возрождения.
Коллекция же русских икон Олега Кушнирского, которая начала формироваться в 1990-х годах в США, включает в себя редкие образцы иконописи именно Нового времени.
Её смысловым центром являются 13 икон «Воскресение - Сошествие во ад» и несколько Богородичных образов с развернутыми циклами «Сказаний», что говорит об интересе русского общества именно к этим темам. Коллекция Кушнирского заполняет серьезные лакуны в отечественном искусствоведении, заставляя по новому взглянуть на историю иконописи.
Свежий взгляд на иконопись демонстрирует и открывшаяся 27 апреля в музее Рублева выставка, посвященная стилю модерн в русском религиозном искусстве. Надо сказать, что это не первое обращение музея к данному периоду. В 2018 году там состоялась выставка «Иконы эпохи Николая II”, привлекшая большое внимание публики.
Говоря об этой выставке нельзя не вспомнить, что именно с периодом Ар-нуво связано «открытие» русской иконы. В 1913 году в Москве была устроена большая выставка древнерусского искусства, потрясшая культурную общественность того времени.
«…есть в этой иконописи… образ России обновленной, воскресшей и прославленной. Все в ней говорит о нашей народной надежде, о том высоком духовном подвиге, который вернул русскому человеку родину», - писал о русской иконе Е.Н.Трубецкой.
Удивительным образом две художественные эпохи: древнерусская иконопись и русский авангард 1910-х – начала 1920-х гг. одновременно стали ключевыми моментами нарратива истории русской живописи, создавая контекст друг для друга.
Время господства русского модерна в религиозном искусстве было недолгим, но ярким настолько, что споры об этом явлении ведутся до сих пор и в чем можно убедиться на выставке. Там можно увидеть иконы и их оклады, киоты, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, объединенные характерными стилистическими особенностями и формальными приемами ар-нуво.
Их отличают повышенная декоративность, внимание к линии и цвету. Стилеобразующую структуру модерна во многом определяют орнаменты – художники встраивают в них сложную христианскую символику, растения и цветы, ягоды, мифологизированных животных и птиц. Расположенный на полях изображений орнамент выполняет роль декоративной рамы. Важную роль в памятниках модерна играют фон, цветовая декоративная пауза и причудливый графический силуэт.
С конца XIX века стиль модерн появляется в живописных произведениях на религиозные темы в творчестве В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля и ряда других художников. Работы этих прославленных мастеров использовались иконописцами в качестве образцов. В частности, на выставке представлены копии росписи Владимирского собора в Киеве, православного собора в Варшаве и других известных храмов. В иконописи стиль модерн нашел отражение в работах уроженца Мстеры А.Я. Вашурова и других мастеров, что является свидетельством того, как изначально аристократический и элитарный стиль завоевывал широкую аудиторию и становился все более востребованным
Но надо сказать, что бытование иконы связано не только с живописью, но и с ювелирным производством. В конце XIX – начале XX века ведущими центрами ювелирного искусства были Москва, Петербург и Киев. Эстетика модерна, наряду с историзмом, романтизмом, неоклассическим, неовизантийскими неорусским стилями, использовалась в произведениях декоративно-прикладного искусства многих знаменитых ювелирных фирм этих городов: К. Фаберже, на фабриках «Товарищества П.И. Оловянишникова сыновья» (главный художник С.И. Вашков), Д.Л. Смирнова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, О.Ф. Курлюкова, И. Маршака, в московских артелях и других. Мастера, работавшие в стиле модерн, экспериментировали с художественной формой и органично использовали различные материалы.
В стиле модерн также работали небольшие предприятия Н.А. Алексеева, А.А. Мухина, М.Н. Рындина, И.Ф. Тараброва, Д.М. Шелапутина, В.С. Сикачева, И.А. Алексеева и так далее. Они специализировались на заказах приходских церквей и горожан. Изделия, как правило, украшались чеканными, гравированными, реже выполненными в технике эмали орнаментами модерна. Новаторские приемы стиля модерн в памятниках религиозного обихода конца ХIХ – начала XX века представлены на выставке произведениями ведущих иконописных мастерских, ювелирных фабрик и небольших частных предприятий этого времени, создававших предметы личного благочестия для достаточно широкого круга россиян.
Духовная жизнь любой эпохи сложна и неоднозначна. И поэтому в настоящее время очень важно вспомнить, что Новое время и Серебряный век - это не только периоды богоборчества и сложных духовных поисков многих людей, но и расцвета и обновления христианского искусства.