В государственном музее Андрея Рублева открылась выставка «Святые жены».
Праведные жены, пророчицы, равноапостольные жены, благоверные княгини и царицы, диакониссы, великомученицы, мученицы, преподобные, блаженные - святые жены прославляются в разных чинах святости. Они чтились не только как охранительницы семейного очага, целомудрия, но и проявляли государственную мудрость, личную смелость и твердость в отстаивании веры и своего отечества, сохранении памяти погибших мужей, прославлялись как покровительницы городов, торговли, как заступницы в несчастиях и болезнях.
Директор Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии Антон Новиков, выступая на открытии выставки сказал: «Взирая на образы святых жен, мы видим не только произведения искусства, но и примеры личностей, которые учат нас верности Богу».
Много нас таких бездомных,
Сила наша в том,
Что для нас, слепых и темных,
Светел Божий дом.
И для нас, склоненных к долу,
Алтари горят,
Наши к Божьему престолу
Голоса летят.
( А.Ахматова)
К наиболее древним памятникам, представленным на выставке, относится икона раннехристианской святой Кириакии болгарского мастера и Лист со Службой великомученице Варваре конца XV – первой половиной XVI века.
Икона «Ольга роду русских владычица» 1830-х годов считается списком произведения, находившегося во владении князей Белосельских-Белозерских. Она сильно выбивается из ряда традиционных икон, даже поздних. Дело в том, что художник в обличии Ольги повторил изображение Марии Магдалины нидерландского мастера начала XVI века. Согласно же надписи, этот образ, в свою очередь, был списком произведения, находившегося во владении князей Белосельских-Белозерских и считавшегося работой византийского иконописца Х века. Надо сказать, что это не единственный случай, когда за основу иконы берется произведение светского западноевропейского живописца. Так, например, картина Рафаэля «Мадонна в кресле» послужила основой для формирования иконографии Святого семейства в постпетровское время (Выставка «Три радости. Иконография Святого Семейства в русской иконописи» состоялась в музее Рублева в феврале 2023 года).
В экспозицию включены иконы со сценами жития и мучений преподобной Анастасии Римлянки, великомученицы Марины, преподобной Евдокии, мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Посетители смогут узнать, что вариантами имени одной святой являются Марина и Маргарита; Валентина и Алевтина.
Участниками выставки являются Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» (г. Сергиев Посад), Музей христианской культуры (г. Санкт-Петербург), частные коллекционеры.
Например, Сергиево-Посадский музей представил две иконы: «Преподобная Евфросиния Полоцкая» (конец XIX в.) и «Избранные святые, предстоящие Богоматери Знамение» в драгоценном окладе (1650–1660-е гг.).
Второй образ имеет особую историческую ценность, поскольку он предположительно является вкладом в Троице-Сергиев монастырь царя Алексея Михайловича. На иконе слева изображены праведная Анна и преподобный Михаил Малеин, а справа – мученицы Ирина и Татьяна. Святые являются небесными соименными покровителями членов семьи Алексея Михайловича: отца, первого царя династии Романовых, Михаила Федоровича (1569–1545), дочери Анны (1655–1659), сестер Ирины (1627–1678) и Татьяны (1636–1706).
Иконописные образы, произведения мелкой пластики и графики позволяют понять, какие женские имена предпочитали в княжеской и крестьянской среде, какие использовались в России до XVII века и какие стали популярны в XVIII-XIX веках.
Таким образом, выставка – «это экскурс не только в мир святости, но и в мир русской культуры, традиции. У посетителей есть возможность задуматься и о своем имени, найти свою святую или вспомнить своих родственников, носящих имена святых жен», сказала куратор выставки Н. В. Герасименко.
Выставка продлится до 19 ноября.