Два концерта камерной вокальной музыки состоялись в Москве недавно.
14 сентября Хор Минина открыл новый концертный сезон программой «Русские романсы в Английском клубе», а 23 сентября в Рахманиновском зале Консерватории состоялся уже девятый концерт проекта «Музыка нашего времени».
У камерного исполнительства есть одна особенность и даже трудность, являющаяся для некоторых певцов практически непреодолимой. Это – самоценность слова, требующая от исполнителя не только вокального профессионализма, но еще чувства языка и актерской субъектности. Однако в этом и секрет непреходящей популярности камерного жанра от романса до вокальных циклов академических композиторов в нашей литературоцентричной стране.
И надо сказать, что участники обоих концертов проявили эти качества в полной мере.
14 сентября для многих слушателей стали открытием три песни Бориса Тищенко на стихи Марины Цветаевой в исполнении Юлии Любимовой, и в первую очередь «Зеркало» - поскольку все мы привыкли к музыке Микаэла Таривердиева, по-новому прозвучали классические вокальные миниатюры Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина и "Вокализ" Рахманинова. Его исполнение Маргаритой Петуховой заставило вспомнить слова Бориса Асафьева: "Мелодика Рахманинова всегда стелется, как тропа в полях, непридуманная, ненавязываемая»,
А в Рахманиновском зале приятно удивило соседство в одной программе стихов К.Р., Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой и Ольги Седаковой.
Вокальный цикл Сергея Ахунова «Китайское путешествие» на стихи Ольги Седаковой – не единственное, но достаточно редкое композиторское обращение к ее творчеству. В Рахманиновском зале впечатление от этого цикла было усилено контекстом.
Стихотворение Седаковой
Пруд говорит:
были бы у меня руки и голос,
как бы я любил тебя, как лелеял…
как бы вступило в диалог с «Прогулкой вдвоем» Зинаиды Гиппиус (музыка Екатерины Потиной)
Она — всё слабее и тише…
Её поддержать я пытался,
Но путь становился всё выше,
Всё круче наверх подымался…
«Вокальная музыка в нашем случае понимается широко: это и сольные, и хоровые сочинения, и электронная музыка, – говорит создатель проекта Карина Погосбекова. – Кроме того, в каждый концерт мы включаем экспериментальный отрывок. Слушая современные произведения, созданные «на злобу дня», начинаешь лучше понимать классику, которая в своё время тоже была шокирующим экспериментом».
Вообще, говоря о сентябрьской программе «Музыки нашего времени» , надо отметить ее продуманность и целостность, что заставляет с нетерпением ожидать юбилейного десятого концерта.
Сезон 2023-2024 открыт!