ЯСНАЯ ПОЛЯНА - 2023
10.10.2023 17:45
Анна Сокольская

В Большом театре в Москве состоялась церемония награждения лауреатов литературной премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics.
Лауреатами премии стали:
Саша Николаенко за книгу «Муравьиный бог: реквием», — М.: Редакция Елены Шубиной, 2022 (номинация «Современная русская проза»),
Венко Андоновски за роман «Пуп Света», Центр книги Рудомино, 2023 (номинация «Иностранная литература»),
Ольга Панькина за перевод романа Венко Андоновски, «Пуп света» на русский язык, Центр книги Рудомино, 2023 (номинация «Иностранная литература»),
Юрий Арабов – прозаик, поэт, сценарист, лауреат номинации Личность,
Ирина Доронина за перевод книги Чинуа Ачебе, «Все рушится» АСТ, 2020 (номинация «Пропущенные шедевры»).
Обладателем специального приза Samsung «Выбор читателей» стал Рагим Джафаров с книгой «Его последние дни», набравшей 48,8% голосов в интернет-голосовании на сайте премии.

scale_1200

Это информация официальная. И еще пять дней назад было искушение написать, что выбор в качестве лауреатов представителей македонской и нигерийской литературы отражает некие наши политические тенденции.  Однако жизнь показала, что торопиться не стоит.

Пятого октября был объявлен лауреат Нобелевской премии по литературе. Им стал норвежский писатель Юн Фоссе. Он кроме своего творчества интересен еще и тем, что пишет на так называемом нюнорске (nynorsk) - форме норвежского языка, которой пользуется меньшинство населения. То есть тоже является представителем малой литературы.

Таким образом мы можем говорить о тенденции  усиления  внимания к неангло- испано- и франко- язычной литературе во всем мире.

Мне уже доводилось писать о том, что эта тенденция появилась не вчера. Еще   сто лет назад «классическая» Европа с удивлением обнаружила на своей карте новые страны, новую литературу и музыку. Охватившая мир после варшавского спектакля «Диббук» «диббукиада», одновременное «открытие» интеллектуала Кавафиса и греческой песни-рембетика, послевоенная югославская «черная волна» в кино, переведенный на 30 языков «Хазарский словарь» Павича – все это отражение того, что культурная карта мира становится все более разнообразной.

Очень разными  оказались и книги, представленные в номинации "Современная русская проза". И, похоже, как в 2017 году, когда Саша Николаенко неожиданно для многих получила "Русского Букера", в этом году в ее победе не сомневалась одна я.

scale_1200

О ее первом романе я писала, что в решении букеровского жюри  проявилась определенная усталость от "эпохальных" полотен и "сильных" героев. Оно обратило внимание на тихий и прерывающийся голос "маленького человека", который отчаянно пытается сказать своё "я есть". Гигантомания и размах прозы последних лет со стандартным романным форматом под 800 страниц начали пугать и утомлять. Человек потерялся за Историей, за её тектоническими разломами и вечными вопросами. И история о Саше, который любит Таню, которая замужем за Бобрыкиным, и пишет ей от своего имени письма, потому что она сама, конечно, пишет ему, но заболели почтальоны, пришлась в 2017 году как нельзя кстати.

В 2023 году добавлю,  что Николаенко пришла в литературу из живописи. В 2010 году она проиллюстрировала повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом".  И тогда же определилась основная тема ее творчества. Это - детство. Но не детство счастливое, описанное многократно, например, в "Детстве Никиты", а несчастное, одинокое. Ее герои вовсе не Ванька Жуков, отданный в учение сапожнику. Они не должны тяжело трудиться, живут в относительном комфорте ( герой "Муравьиного бога" - на даче), но несут на себе навязанный им старшими родственниками груз вины.

Проза Николаенко это беспощадный рассказ о том, что чувствует маленький ребенок, который постоянно должен оправдываться, потому что из-за него папа не защитил диссертацию, а мама располнела, бабушка ночь не спала, когда он плакал, а дедушка перенервничал, когда он получил три за контрольную. (Саша описывает еще более жесткую ситуацию, но я не хочу спойлерить). Это еще и объяснение того, почему мы - поколение, у представителей  которого часто жесточайший конфликт с родителями, и нет конфликта с собственными детьми. Мы научились. А Саша теперь об этом еще и прокричала. И тут уже вспоминается и "одинокий голос человека" ( огромное личное спасибо жюри за премию Юрию Арабову) и фраза Герцена "мы вовсе не врачи, мы боль" и вечный вопрос ХХ века: "Что же дальше, маленький человек?" Ответа на этот вопрос книга не дает. Но это лучше, чем дежурные ответы.

Моя книга о личной ответственности каждого: сильного - за жизнь слабого, старого - за жизнь малого, человека - за человека.
О детских следах в траве, несущих гибель её обитателям. О почти божественной власти человека над планетой Земля - "почти", потому что не мы её создали.
Это ещё одна попытка сказать "нет" миру, где уверенность в своей правоте и затрещина вместо жалости ведут в бездну, - говорит автор.

scale_1200

"Двадцать первый сезон премии “Ясная Поляна” получился насыщенным и богатым на нововведения. Возникли две номинации, которых раньше не было; появился, на мой взгляд, очень интересный формат подкаста «Девчонки умнее стариков»; в коротком списке русской литературы возникли совсем новые для нас имена молодых авторов; впервые огласили короткий список «Иностранной литературы», который оказался совсем не коротким, но очень ярким. Выбрали, как мне кажется, очень достойных лауреатов. Премия показала, что хочет и будет развиваться!», – отметил Владимир Толстой, председатель жюри премии, советник президента РФ по культуре".

Так что будем читать книги лауреатов-2023 и ждать "Ясной Поляны" - 2024.

Автор благодарит организаторов премии за неизменную любовь к журналистам и помощь в подготовке материалов.

Добавить комментарий