Византия в Италии
13.10.2023 22:32
Анна Сокольская

scale_1200

11 октября 2023 г. в Музее русской иконы  состоялось торжественное открытие выставки одного шедевра. В экспозиции представлен  редкий памятник XIII века – икона «Богоматерь Умиление» из частного собрания. Открытие выставки было  приурочено к 60-летию Михаила Абрамова – создателя музея, чья жизнь трагически оборвалась в 2019 году.

Икона экспонируется впервые. О ее происхождении известно немногое: в середине ХХ века образ входил в частное собрание в Риме, а в 2005 году был приобретен российским коллекционером на одном из европейских аукционов и привезен в Москву. Спустя 18 лет после того, как памятник попал в Россию, по воле нынешнего владельца и благодаря Музею русской иконы он будет представлен зрителям.

scale_1200

Название  «Византия в Италии»  отсылает нас  к атрибуции, предложенной в каталоге выставки, ставшем первой подробной публикацией памятника. В живописи иконы отразились черты и особенности как византийского, так и итальянского искусства XIII века, что наиболее органично для памятников, создаваемых в этот период на Сицилии, откуда предположительно происходит икона .

Выставка и сопровождающее ее издание знаменуют первый этап изучения памятника. Планируемые в рамках проекта научные мероприятия станут площадкой для обсуждения произведения исследователями и позволят дополнить представление о художественных  процессах, происходящих во время его создания.

Проект «Византия в Италии» является продолжением цикла выставок, посвященных выдающимся произведениям христианского искусства, неизвестным широкой публике

"Главными действующим лицом наших «выставок одного шедевра» всегда были русские иконы. Новый проект представляет произведение, выходящее из этого ряда, и это не случайно. Михаила Абрамова, создателя музея чрезвычайно интересовали византийские иконы, он искал возможность приобрести подобный образ для экспозиции. То же можно сказать и об искусстве Италии, смелые начинания которого всегда привлекали Михаила. Намерение показать в музее икону, генетически связанную с обеими основополагающими европейскими культурами, отражает и его прижизненные разыскания самобытных произведений средневекового искусства" - сказал на открытии выставки директор Музея русской иконы Н.В. Задорожный.

scale_1200
( Сицилийская средневековая мозаика)

Название итало-византийский стиль обычно используется в истории искусства для атрибуции средневековых картин, созданных на территории современной  Италии под сильным влиянием византийского искусства.

Если говорить об искусстве Сицилии, то надо вспомнить, что  норманны отвоевали у арабов Сицилию в 1072 году. После  коронации Рожера II (1130-1154 гг.) возникло норманнское Сицилийское королевство, просуществовавшее до 1302 г. В искусстве королевства переплелись византийские, арабские и романские традиции. При этом Сицилия стала одним из форпостов итальянского искусства на Западе. Искусство Сицилии того времени это прежде всего мозаики, но тем интереснее экспонируемая икона.

scale_1200
( Фрески Мирожского монастыря. Россия)

Впереди большая работа по точной атрибуции памятника, пока же можно сказать, что икона замечательно вписывается и в сицилийскую, и в византийскую и через нее в русскую художественную традиции.

Выставка работает до 30 января 2024 года. Вход свободный.

Добавить комментарий