ИКОНОПИСНЫЕ РЕДКОСТИ
12.12.2023 11:29
Анна Сокольская

В музее Андрея Рублева открылась выставка «Иконописные редкости». Она знакомит посетителей с произведениями, выходящими за рамки обычного иконографического репертуара русского церковного искусства. На ней представлены как иконы редких сюжетов, так и произведения, отличающиеся неожиданными вариантами традиционных изображений или уникальными и непривычными деталями их композиций. Основную часть экспонатов выставки составляют иконы конца XVII – начала XX века из частного собрания И.А. Сысолятина. Они дополнены раритетными произведениями из коллекции Музея имени Андрея Рублева, некоторые из них были специально отреставрированы к этому событию.

scale_1200
( Великомученик Георгий Победоносец. Конец восемнадцатого-начало девятнадцатого века. Смоленская губерния)

Коллекция икон Игоря Сысолятина – одна из крупнейших в России. Особое место в ней занимают иконы Серебряного века, созданные такими мастерами, как В. Гурьянов, М. Дикарев,О.Чириков, Н. Емельянов, Епанечников, Бочкарев, В. Тюлин, Богатенко, Вашуров и другие.

scale_1200
( Исцеление расслабленного. вторая половина восемнадцатого века. Подмосковье)

Круг иконописных сюжетов, представленных на выставке, широк и многообразен. Это редко встречающиеся варианты изображений Святой Троицы, Христа, Богоматери и событий Евангельской истории, гимнографические и дидактические сюжеты, иллюстрации евангельских притч, литургических песнопений и нравоучительных сочинений, а также необычные образы широко почитаемых и малоизвестных святых.

scale_1200
( Богоматерь Небо и Храм Божества. Середина-третья четверть девятнадцатого века)

Многие редкие сюжеты пришли в русскую иконопись в Новое время, когда происходили существенные изменения в религиозной жизни российского общества, проявившиеся, в том числе, в возросшем интересе к Священной истории, богословию и догматике. Источником необычных композиций часто служили произведения классической западноевропейской живописи, известные в России благодаря гравюрам, литографиям и фототипиям.

scale_1200
( Преображение Господне. 1820 год. Тимофей Ростовцев)

Среди представленных на выставке произведений отдельного внимания заслуживает ряд малоизвестных богородичных икон – Псково-Печерская, Озерянская, Пюхтицкая, Избавление от бед страждущих, Сучавская(Процветшая), Слово Плоть бысть и другие. Большой интерес представляют иконы святых, почитание которых носило локальный характер, таких как преподобный Никандр Псковский.

География создания этих произведений чрезвычайно широка – от Оружейной палаты до отдаленного Севера и Сибири. Новое время представлено столичными и региональными памятниками. Большую группу составляют старообрядческие иконы, происходящие как из широко известных, так и малознакомых художественных центров (Палех, Мстёра, Выг, Романов-Борисоглебск, Гуслицы, Сызрань, Невьянск, Калуга, старообрядческие поселения Верхневолжья, Румынии и Литвы). Большой интерес представляют подписные работы московского иконописца Ивана Полякова, холуянина Михаила Сивкова, красноярского мастера Тимофея Ростовцева.

scale_1200
( преподобный Никандр Псковский. Третья четверть девятнадцатого века)

О религиозном возрождении и религиозных исканиях Серебряного века написано немало. Однако в общественном сознании этот процесс соотносится в основном с жизнью «образованного большинства». На этой выставке мы можем увидеть, как менялась и развивалась народная религиозность, какие сюжеты и образы волновали наших недавних предков. «Икона - это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как совершенной Красоте», - пишет архимандрит Зинон. Воплощением молитвы, иногда гениальным, иногда безыскусным, но идущим от сердца, являются и все представленные на выставке иконы.

Кураторы выставки – главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Н.И. Комашко и ученый секретарь ЦМиАР М.И. Яковлева.


Добавить комментарий