Седьмого февраля в ММДМ открылся оперный фестиваль «Приглушенные голоса», посвященный творчеству женщин-композиторов.
Эту инициативу воплотила в жизнь музыкальная организация "Лирика Классик" в союзе с издательством "Шостаковичи и Стравинские" и проектом "Музыка нашего времени". Первый сезон фестиваля посвящён выдающемуся композитору, автору более 500 работ и заслуженному деятелю искусств РФ Татьяне Чудовой.
Для программы фестиваля "Приглушенные голоса" были отобраны 10 опер камерного формата, созданные семью женщинами-композиторами и представляющих различные музыкальные стили:
• Татьяна Чудова, «Русские женщины», «Сон Татьяны», «Голова профессора Доуэля», «Чайковский - Фон Мекк»
• Эми Мерси Бич, «Кабильдо»
• Мисси Маццоли, «Доказательство»
• Анна ЛеБарон, «Блюзовый зов освободит тебя»
• Алина Небыкова, «Ждана»
• Анна Кузьмина, «Сны и не сны»
• Алина Подзорова, «Периодическая система»
В рамках фестиваля у российских зрителей будет возможность познакомиться стать свидетелями десяти оперных премьер в разных городах России в исполнении ведущих солистов мировой музыкальной сцены и в сценическом воплощении двух ярких режиссеров: Елизаветы Корнеевой (Красноярский театр им. Хворостовского, Мариинский театр, театр Ганновера) и Марка Верзатта (Опера Цинциннати, опера Лирик в Чикаго, Метрополитен-опера).
В программу открытия фестиваля в ММДМ вошли три произведения. Это мировая премьера камерной оперы Татьяны Чудовой «Русские женщины» для двух солистов и фортепиано на стихи Н. Некрасова, А. Пушкина и поэтов-декабристов, театральная премьера ее же моно-мини-оперы «Сон Татьяны» по «Евгению Онегину» для меццо-сопрано, квинтета и электро-звука.
Во втором отделении прозвучала континентальная премьера , написанной в 1932 году камерной оперы Эми Мерси Бич для семи солистов, хора и инструментального трио. В основе сюжета – история о колониальной тюрьме в Новом Орлеане, из которой однажды при загадочных обстоятельствах сбежал знаменитый пират Пьер Лафит.
Поскольку заслуженно хвалебные репортажи в прессе появились сразу же (и ни одно СМИ не прошло мимо дуэта Станислава Ли и Ольги Селиверстовой), то у меня есть возможность вне репортерского дискурса немного поговорить о том, что такое опера сейчас, на исходе первой четверти двадцать первого века.
Сто лет назад, в 1924 году умер Джакомо Пуччини и его незавершенная «Турандот» - прекрасный и грустный финальный аккорд в многовековой истории классического оперного жанра.
В ХХ веке было написано множество опер, но были ли они похожи на то, что называли оперой Римский-Корсаков и Чайковский? Ведь этот век изменил жизнь человечества кардинально. Вообще, можно сказать, что «большая опера» просуществовала от революции до революции: от (великой) Французской до (великой) Октябрьской.
В ХХ веке изменились экономическое устройство общество, жизнь, труд и отдых людей, скорость передачи информации, место женщины в обществе. Появились грамзапись, кино и микрофон. Об этом написаны тома, и автор говорит об этом только для того, чтобы напомнить: изменилась ниша, предназначенная для оперы, изменился ее зритель (он стал кроме всего прочего более зрителем, чем слушателем), изменился социальный статус композиторов, режиссеров, певцов.
В настоящий момент назвать свое произведение «оперой» - это скорее продемонстрировать некоторое целеполагание, вводящее произведение в определенный классический дискурс. И действительно не называть же это, например, «вокализованные полиформы на основе текстов русских поэтов-классиков». Кроме этого термин «опера» сохраняет и некие атрибуты престижности. Можно сказать, что опера это то, что исполняется в престижных залах для интеллигентной публики.
При этом на современной сцене присутствуют и такие связанные с музыкой и вокалом жанры, как концерт-спектакль (как, например, получившие в 2023 году всероссийскую поэтическую премию имени Дементьева концерты-спектакли Олега Погудин «Золотой век» и «Серебряный век»), а-капелла мюзикл ( «Айсвилль» в «Приюте комедианта») или хоровая опера А.Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе».
А еще в ХХ веке появилась оперная режиссура и внимательный читатель, видимо уже догадался, что я буду говорить о режиссуре Елизаветы Корнеевой.
Первый раз я увидела ее работу на фестивале «Видеть музыку».
Это был независимый проект «Капулетти и Монтекки», в котором Елизавета была автором идеи и режиссером-постановщиком.
Будучи немного знакомой со спецификой «женского» искусства, я предчувствовала, что это будет так, что Тарантино захочется спрятаться под кресло от страха, и не ошиблась.
В одном углу сцены женщина на машинке «Зингер» шьет свадебное платье, в другом – кто-то копает землю. А еще это кабинет врача – Лоренцо ведь доктор. Там есть тележка для развоза лекарств, ширмы, на которых появятся кровавые отпечатки ладоней, и ванна, которая станет Джульетте гробом.
И еще белые розы, которые женщины в белом будут обрывать и топтать.
Еще тогда я отметила, что молодой режиссер умеет решать художественные задачи пусть иногда спорными, но всегда художественными средствами.
За прошедшее с постановки Беллини время Елизавета Корнеева поставила «Демона» в Мариинском театре.
И вот теперь мы увидели в ее режиссуре и две оперы Татьяны Чудовой, и «Кабильдо».
Надо сказать, что именно ее режиссура и сценография сделали довольно цельным зрелищем программу, в которой публике предстояло вспомнить о сне Татьяны, судьбах Марии Волконской и Екатерины Трубецкой и судьбе капера Пьера Лафита. Интересно, что все три оперы связаны между собой темами сна, спасения и женской верности, как, наверное, и должно быть на фестивале опер женщин-композиторов.
Так что продолжения фестиваля, для подготовки которого проделана огромная творческая и организационная работа, стоит ожидать с интересом.
Автор благодарит организаторов за приглашение и предоставленные фотографии .