14-15 марта в Санкт-Петербурге состоялась премьера диптиха народного артиста России Олега Погудина «Серебряный век» - «Ар-деко».
Слова «в наше непростое время» уже давно стали банальностью. Но время от этого проще не делается…
Итак, в наше непростое время не всякий режиссер решится на постановку рассчитанного на два дня сложного спектакля с не дешёвой сценографией, роскошными костюмами (а не черными трико) и оригинальным (то есть новым для публики) сценарием, включающим в себя фрагменты пьес Чехова, Блока и Булгакова, городской романс, музыку таких элитарных композиторов, как Сати и Свиридов, и постклассическую хореографию.
Но Погудин решился, и после его премьеры уже кажется странным, что никто из режиссеров раньше не подумал о том, что герои «Чайки» могут наблюдать за постановкой «Балаганчика».
А восторженная реакция публики на премьере говорит не только о мастерстве режиссера и актеров (а в спектакле каждый – звезда), но и о том, что публику надо уважать и публике надо доверять.
Там где многие сознательно упрощают или даже опошляют художественные решения, объясняя, что иначе «публика не поймет» Погудин ставит свой спектакль, прекрасно понимая, что большинство не помнит наизусть «Чайку» и практически никто не помнит наизусть «Балаганчик». Ставит, рассчитывая на силу честного художественного высказывания.
И удивительно было наблюдать, с каким восторгом люди, не знающие о многолетнем «академическом» копании в жизни Александра Блока, Андрея Белого и Любови Менделеевой-Блок ученых-блоковедов, и воспринимающие театр, как театр, следили за перипетиями отношений Пьеро (Данил Можаев), Арлекина (Олег Погудин) и Коломбины (Юлия Стожарова).
Не думаю, что все помнят про мистиков из пьесы, но музыканты в черных полумасках вызвали восторг.
Кто-то вынес из этого диптиха радость от любимых романсов, кто-то увидел в нем историю Александра Вертинского, который, сняв маску Пьеро, стал великим русским артистом, кого-то порадовали «Прекрасная маркиза» и «Марфуша», кого-то «Брось, Александр Скерцевич…».
Кто-то пошел домой, вспоминая «Бог сохраняет все; особенно - слова прощенья и любви…», кто-то «Вот и всё, я побуду один, Александр, Иннокентий, Георгий», но каждый унес из зала воспоминание о серебряном месяце – небесном Пьеро - и о звуке лопнувшей струны. И надежду, что мы отдохнем.
P.S. Омри Ронен сомневался, существовал ли Серебряный век. «Серебряный век» точно существует.
Автор благодарит БКЗ "Октябрьский" и фотографа Дмитрия Берия за представленные фотографии.