В музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Живопись нитью».
Все мы помним окончание истории про Петра и Февронию: «В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь»...
Возду́х, о котором говорит Феврония (греч. ἀήρ; νεφέλη – облако, ἀναφορά – возношение, καταπέτασμα – завеса) – это тканый покров, предназначенный, в частности, для покрытия святых даров, приготовленных к освящению (на Божественной Литургии).
Шить и вышивать на Руси должна была уметь каждая женщина. "Добрые жены рукодельны" — пишет "Домострой" . А если женщина "по вся нощи без сна пребывала, в молбах и рукоделии, в подвиге и в ея личном деле", это почиталось практически подвигом.
При этом лицевое шитье — "живопись нитью", которому посвящена выставка в Музее имени Андрея Рублева, это отдельное явление в русской жизни, связанное более с церковным искусством, чем с демонстрацией прикладных навыков. Оно представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений. Эта техника пришла на Русь из Византии. Произведения, созданные в ней, использовались исключительно в богослужебных целях: плащаницы, хоругви, облачения священнослужителей, подвесные пелены под иконы, воздухи, походные иконостасы и прочее.
Материалы для лицевого шитья были дороги, работа требовала много времени и занимались этим девушки и женщины из знатных семей. Часто они создавали целые мастерские под своим руководством. Искусными вышивальщицами считались София Палеолог, Соломония Сабурова, первая жена Ивана Грозного – царица Анастасия Романовна, Ксения Годунова.
Насколько ценились такие мастерицы, можно понять из истории, рассказанной в семнадцатом веке о том, как окольничий Василий Семенович Волынский, «муж малограмотный», который политические дела «столь остро знал, сколь медведь на органех играть», получил в управление Посольский приказ благодаря «своему лицемерному похлебничеству и супруги своей всехвальному в Москве в те времена всякого златом и сребром дорогого шитья в своем доме гораздо знаменитых швей художеству».
Открывшаяся выставка – первый за многие годы крупный проект, знакомящий посетителей с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней представлены произведения XV–XX веков: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Можно сказать, что палица вновь вернулась в родные стены после сначала закрытия монастыря, а затем окончания гонений на церковь и возобновления богослужений в соборе Спаса Нерукотворного Образа.
В экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций.
Куратор выставки – заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидат исторических наук Е. В. Давыдова.