И КЛЮЧ ПОРУЧЕН ТОЛЬКО МНЕ!
03.07.2024 22:34
Анна Сокольская

В шестнадцатом веке в Испании возник жанр, который назвали «роман с ключом». Героями таких романов становились исторические или мифологические персонажи, в которых угадывались известные читателям современники – чаще всего это были придворные и литераторы. Иногда к такому роману прилагался «ключ» — список, где указывалось, кто есть кто, а иногда ключ старались скрыть, поскольку угадать прототипа могло быть небезопасно.

К девятнадцатому веку роман с ключом был благополучно забыт, но в двадцатые годы двадцатого века, то есть сто лет назад, вновь стал остромодным.

Оно и понятно, в «ревущие двадцатые» за мемуары и автобиографические книги садились, чуть выйдя из подросткового возраста, понимая, что до преклонных лет можно и не дожить. Но при этом, писать правду и называть всех настоящими именами, было довольно страшно: многие герои были живы и здоровы. Приходилось прятать участников событий под именами вымышленными и часто это становилось уже художественным приемом. Никаких ключей при этом уже не прилагалось, их предлагалось находить читателю, а сам автор тоже становился героем романа.

Наверное, самые известные современные романы с ключом это «Сумасшедший корабль» Форш, «Театральный роман» Булгакова и «Алмазный мой венец» Катаева. И, конечно, «Поэма без героя» Ахматовой.

scale_1200
( Обложка программки спектакля)

«Серебряный век» Олега Погудина, московская премьера которого состоялась 24 июня в Мастерской Петра Фоменко – тоже роман с ключом. Театральный.

Сам режиссер определил его жанр как «спектакль-феерия» в двух частях: «Театральный романс» и «Снежная колыбельная».

В прологе спектакля Погудин читает мандельштамовское «Я не увижу знаменитой «Федры», в старинном многоярусном театре».

- Нужны новые формы. Новые формы нужны, - перебивает его герой Данила Можаева и мы оказываемся зрителями спектакля о том, как герои «Чайки» ставят и смотрят «Балаганчик» Блока.

Треплев говорит про новые формы в 1896 году. Проходит 10 лет и появляется «Балаганчик», посвященный Мейерхольду, сыгравшему Треплева в знаменитом МХАТовском спектакле.

И когда смотришь поставленный Олегом Погудиным спектакль, то первая мысль – почему же этого никто не увидел раньше, ведь это настолько органично и естественно. Кому как не Косте Треплеву предстать потом в образ Пьеро.

Первое действие завершается романсом «Чайка» удивительным тем, что он был написан под впечатлением от чеховской пьесы, и стихами Блока о том, что надо плакать, петь, идти.

«Снежная колыбельная», давшая название второй части спектакля,- одна из самых сложных для понимания (даже в буквальном смысле – для понимания сюжета) ариеток Вертинского. Наши герои оказываются уже в Настоящем Двадцатом Веке, в реальной жизни и реальных обстоятельствах.

Не до стихов... Здесь слишком много слез,

В безумном и несчастном мире этом.

Здесь круглый год стоградусный мороз -

Зимою, осенью, весною, летом.

Здесь должен прозой говорить всерьез

Тот, кто дерзнул назвать себя поэтом, - напишет о настоящем двадцатом веке Анатолий Штейгер.

И всем участникам спектакля откровенный разговор со зрителем всерьез удается.

scale_1200

Надо сказать, что спектакль поражает своей многомерностью и объемом.

На современной сцене много крепких режиссерских работ, у которых только один недостаток, зрителю на спектакле сразу бывает понятно, что убийца – садовник.

У Погудина режиссера и сценариста все не так. Архитектоника его спектакля исключительно целостна, при этом, если говорить о его архитектуре, то пространство «Серебряного века» совпадает с пространствами Серебряного века с лабиринтами, зеркалами, башнями и парадными залами.

И, конечно, говоря о спектакле нельзя не говорить о его музыке.

Блок писал о «духе музыки», а Б. Асафьев называл его «гениальным музыкантом-поэтом». «Но, видит бог, есть музыка над нами», - верил Мандельштам, Ахматова в «Поэме без героя» вспоминала "Дон Жуана" Моцарта, Шопена, чакону Баха и Седьмую симфонию.

В спектакле звучит музыка Вивальди, Грига, Сен-Санса, Чайковского и других композиторов. И ни один из них там не случаен. Например, Вивальди, это не только отсылка к Венеции и комедии масок, образы которой зажили в Серебряном веке своей жизнью. Вивальди, как и роман с ключом, к ХХ веку был забыт, и его новая история началась, когда композитор Франц Крейслер выдал за его концерт собственное сочинение, которое произвело фурор (а «Времена года» были открыты потом.) Так что рыжий падре в Серебряном веке с его стихией театра, маски и тайны абсолютно свой, как и поэтесса Черубина де Габриак из-з которой дрались на дуэли Гумилев и Волошин, и скандальная «Книга Маркизы» Сомова, которая вышла якобы в Венеции, а на самом деле в Петрограде да еще в 1918 году.

И, конечно, в спектакле звучат прекрасные романсы, которые Олег Погудин называет недопетой песней Серебряного века, и песни Александра Вертинского, который предстает на сцене не сериальным героем, а великим русским артистом, что гораздо больше соответствует действительности.

Почти 60 лет назад Ги Дебор написал знаменитый трактат: «La Société du spectacle».

В «обществе спектакля» мы живем и сейчас. На зрителя постоянно обрушиваются новые трактовки классики и сериалы о культовых фигурах недавнего времени, людям рассказывают, что раньше от них многое скрывали, но вот сейчас, наконец, благодаря интерпретаторам и визуализаторам откроются все сногосшибательные и умопомрачительные тайны героев прошлого.

Олег Погудин в своих спектаклях не обещает открытия никаких подобных тайн. Он всматривается в культуру Серебряного века с любовью и сопереживанием, не ставит оценок, не допрашивает героев эпохи, а сочувствует им: всем – и реальным людям и литературным персонажам. Ключ, который он предлагает к своим работам, доступен всем: это любовь к русскому слову, интерес к эпохе и внимательный, сочувственный взгляд на ее героев.

scale_1200

И такой подход неизменно встречает понимание и благодарность зрителей. 24 июня овацию в переполненном зале Мастерской Фоменко пришлось останавливать волевым путем: был риск, что зрители не успеют на метро и электрички.


Добавить комментарий
08.07.2024 15:06
Анонимно
Очень хорошо написали! Интересно. Но какова фабула... Она не прослеживается в спектакле. Хотелось бы еще одного Серебряного века, где бы говорили не о выдуманном мире, а настоящем, реальном, документальном
08.07.2024 15:15
Анна Сокольская
За документальностью надо идти не в театр, а в библиотеку. Это я Вам ответственно говорю, как сценарист и консультант многих байопиков.
08.07.2024 16:10
Анонимно
Помню Ваше замечательное эссе о том , что мифы в чем-то правдивее фактов... Да, но разве некоторые судьбы не пища для многих шедевров мирового искусства и литературы. Вопрос даже по- моему риторический
08.07.2024 16:15
Анонимно
Спасибо, получила все равно удовольствие , спектакль хороший! Желаю Олегу Погудину создать свой театр, пусть все исполнится. Чувствую, что из этого спектакля, (да и из Серебряного века, который является самым красивым из всех эпох по масштабу тех произведений живописи, литературы, музыки) , может вырасти не один замечательный
спектакль. Удачи!!!
08.07.2024 16:21
Анонимно
Пишу про документальность как историк, написавший биографию М. М. Сперанского, уж простите... Может Вы правы конечно
08.07.2024 16:31
Анна Сокольская
Уважаемая Маргарита, я Вас понимаю, но Вы же не предлагаете свою биографию к постановке на сцене. Это совершенно другой жанр. Вот у меня, уж тоже простите, недавно в сборнике ИМЛИ вышла статья о Вертинском. И там я пишу: как отметил такой-то, как в своей диссертации сделала вывод такая-то, представляется небесспорным положение, выдвинутое таким-то...это не для театра все-таки.
А телефон Ваш я записала и советую Вам его стереть, потому что люди, увы, разные...
08.07.2024 16:35
Анна Сокольская
Спасибо за добрые пожелания! Приходите в декабре, в "дуэте" с "Ар-деко" это будет еще интереснее.
08.07.2024 17:47
Анонимно
Спасибо , очень бы хотела попасть на этот замечательный спектакль, даже дилогию. Дай Бог. Да, телефон сотру. Звоните, пишите если что. Да, когда за окном стоградусный мороз, (несмотря на 40 градусную жару) ,и в душах лед, то вот такие спектакли и такие рецензии очень согревают.
С уважением, Рита.
08.07.2024 17:50
Анонимно
Спасибо , очень бы хотела попасть на этот замечательный спектакль, даже дилогию. Дай Бог. Да, телефон сотру. Звоните, пишите если что. Да, когда за окном стоградусный мороз, (несмотря на 40 градусную жару) ,и в душах лед, то вот такие спектакли и такие рецензии очень согревают.
С уважением, Рита.
09.07.2024 11:50
Анонимно
Смотрела "Серебряный век" и в Петербурге и в Москве. Отхлопала все ладони, спектакль необыкновенный. Помимо того, что смотришь необыкновенное действо, еще и духовно развиваешься. Спасибо, Олег Евгеньевич! С нетерпением жду декабря , билеты куплены.


09.07.2024 12:44
Анна Сокольская
Спасибо! Ждем)
Добавить комментарий