В музее Андрея Рублева открылась выставка «Воссоединение. Деисус XV века» , посвященная выдающимся, самобытным произведениям тверской живописи – иконам «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел», ранее входившим в один деисусный чин. Их судьба оказалась непростой. Уже около ста лет эти памятники находятся в разных собраниях, не сохранилось даже сведений, для какого храма они создавались. Благодаря реализации выставочного проекта все три иконы на время удалось объединить в одном экспозиционном пространстве. Впервые после долгого перерыва они предстали как единый комплекс, что позволяет по-новому оценить их незаурядные художественные достоинства.
О высоком профессионализме работавших над иконами мастеров свидетельствуют каллиграфически точный, деликатный рисунок и драгоценный, хотя и несколько сумрачный, колорит. Плоскостная трактовка одеяний сочетается с пластической моделировкой лично́го – сплавленное и светоносное, оно создает эффект круглящейся формы. Примечательно изображение глаз: слегка прищуренные, с тяжелыми набухшими подглазьями и характерной двойной бороздой на нависающем верхнем веке, они придают облику всех трех персонажей Деисуса острое, взыскующее выражение. Своеобразной, редко встречающейся деталью являются двуцветные нимбы, моделированные особым образом: плотно положенный по контуру нимба колер становится все более бледным по мере приближения к центру, создавая эффект вспыхивающего вокруг головы радужного ореола.
Деисусные ряды ( деисус - второй ряд иконостаса) с поясными изображениями были широко распространены в византийском и русском искусстве. Например, в росписи алтаря Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в деисусе представлены Спас на престоле и предстоящие Богородица с Иоанном Крестителем. А на фреске Мартириевской паперти в Новгородской Софии композицию деисуса составляли семь поясных изображений. Помимо Христа, Девы Марии и Предтечи в нее входили еще два архангела — Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.
Почему же все эти изображения в иконах и в монументальных росписях называются деисусом? Ответ заключен в греческом слове «деисис» (δεησις), которое означает «моление» или «прошение». Все это образы молитвы, которую святые и небесные силы возносят Господу и Небесному Судье за человеческий род.
Особенности стиля и иконографии представленных на выставке памятников указывают на то, что образцами для них послужили произведения греческого художественного круга. Творческая манера ведущего мастера, исполнившего образ Христа Вседержителя (и, вероятно, икону Богоматери), сформировалась под влиянием константинопольской живописи первой половины XV века – времени завершения палеологовского возрождения трагически оборвавшегося в 1453 году.
Плоскостно-графичный и несколько упрощенный изобразительный язык иконы «Апостол Павел» не оставляет сомнений в том, что над ней работал другой, менее искушенный иконописец, близкий «посадскому» направлению в тверском искусстве XV столетия. Описываемый деисусный чин состоял не менее чем из семи икон и имел ритмически выверенную «волнообразную» композицию, в которой соблюдался принцип чередования склонившихся и прямостоящих фигур.
Вероятно, деисусный чин был создан в третьей четверти XV века, в период относительной стабильности в землях Тверского княжества. Несмотря на смерть в 1461 году великого князя тверского Бориса Александровича и вокняжение его малолетнего сына Михаила Борисовича, Тверь в это время сохраняла политическую самостоятельность и оставалась одним из наиболее значительных культурных центров Руси. Лишь в 1485 году Тверское княжество, уже со всех сторон окруженное московскими владениями, окончательно подчинилось Москве.
Воссоединившиеся после длительной разлуки иконы деисусного чина служат ярким свидетельством насыщенной художественной жизни Твери в период, предшествовавший годам ее стремительного политического заката.
В настоящий момент эти иконы являются экспонатами музея имени Андрея Рублева, Тверской областной картинной галереи и частного собрания.
Автор благодарит музей имени Андрея Рублева за сотрудничество и предоставленные материалы.