2024 год – год юбилеев Пушкина, Лермонтова и Глинки. Три этих имени являются базовыми для спектакля народного артиста России Олега Погудина «Лермонтов. Я к вам пишу». Его премьера состоялась 30 октября 2023 года в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. А летом 2024 года при поддержке Росконцерта и Министерства культуры спектакль был показан в Ясной Поляне, Пятигорске и Тарханах.
По словам режиссера: « В местах, в которых уже больше 100 лет положено побывать каждому мыслящему русскому человеку, там, где оборвалась жизнь поэта, и там, где прошли его самые счастливые детские годы. И там, где особенно мощно звучат удивительные по своей силе и правде слова величайшего русского писателя о Лермонтове: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский. Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек… шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего».
Все три спектакля были сыграны с огромным успехом, а ведь переносить спектакли из театрального зала на открытые пространства – вещь неблагодарная. Опаснее только телетрансляции.
К. С. Станиславский вспоминал, как однажды в Киевском дворцовом парке артисты Художественного театра решили сыграть импровизированный спектакль «Месяц в деревне» Тургенева и «остановились, так как не были в силах продолжать. Моя игра в обстановке живой природы казалась мне ложью. А еще говорят, что мы довели простоту до натурализма! Как условно оказалось то, что мы привыкли делать на сцене».
Константин Сергеевич столкнулся только с силой и магией живой природы.Но играть спектакль в музеях-усадьбах еще сложнее. К жизни природы тут добавляется и genius loci: дворянских гнезд заветные аллеи, запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах», своя особая атмосфера, требующая особой художественной правды.
И «Лермонтов» оказался способным справиться со всеми этими вызовами. Думается, что успеху спектакля в таком сложном для многих театров антураже способствовали три фактора. Первый - это то, что спектакль был задуман Олегом Погудиным в Пятигорске в домике Лермонтова, то есть источником многих художественных решений стало именно музейное пространство.
Второй фактор – это умение Погудина-режиссера работать со сложным пространством: что мы видим во всех его спектаклях.
И, наконец, это специфика дара Лермонтова. Поэтика Лермонтова продиктована особенностями его личности, одаренной не только поэтически, но и художественно. Недаром литературоведы говорят о его «плотной словесной живописи, пластичности художественных образов» и приемах кадрирования. Поэт сам подсказывает внимательному и любящему интерпретатору его творчества художественные решения. «Лермонтовские стихи в том месте и по направлению к тем картинам, что отражены в этих стихах, звучат просто космогонически! Перехватывает дыхание, когда поёшь «лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит…», а эти верхи прямо перед твоими глазами! Когда в середине спектакля зазвучит «Выхожу один я на дорогу…», а эти гениальнейшие строки написаны на том столике, что стоит менее, чем в ста метрах от тебя, космос звучит по-другому, ты на самом деле слышишь, как «звезда с звездою говорит»!», - говорит Олег Погудин о спектакле в Пятигорске.
Нельзя не сказать о том, что то единение актеров и зрителей, к которому стремился Станиславский, называя это «эффектом присутствия», в спектаклях в музеях-усадьбах является практически данностью. При этом зрители, окружающие сценическую площадку, принимают на себя, в каком-то смысле, функцию хора, что сразу придает действию дополнительный объём и трагическую глубину. Все три спектакля в усадьбах были сыграны у входа в дом. У дверей. На пороге. Это все время был приход к поэту в гости, деликатный и чистосердечный. Это было приношение ему.
Но порог это еще и начало пути. Это выход поэзии и поэта в большой мир.
Туман… Тамань… Пустыня внемлет Богу.
— Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
P.S. Бывают странные сближенья. Иногда кажется, что эти строки из письма Пастернака вполне могут стать рецензией на спектакль Олега Погудина: «Когда… я, не долго думая, написал на титуле «Сестры моей - жизни» не «Памяти Лермонтова»… а «Посвящается Лермонтову», точно… его тем летом где-нибудь ещё можно было встретить, я не только имел в виду выразить это чувство чего-то совсем недавнего, непросохших следов ночного дождя или незатихающих, неотзвучавших отголосков только что прокатившегося звука, я долго, всю свою жизнь льстил себя надеждой раскрыть в статье, в прозе это ТАИНСТВЕННОЕ МОГУЩЕСТВО лермонтовской сущности, эту драму свежести что ли, её секрет и загадку...»