Когда-то Станиславский сказал, что для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее. Но как этого добиться – не рассказал.С тех пор все детские театры отвечают на этот вопрос по-своему, стараясь, чтобы спектакль был доступным и одновременно художественным, воспитывающим, но не назидательным, интересным и детям, и взрослым. Последнюю проблему детские театры решают по-разному, но, увы, чаще всего с помощью появления на сцене зайчих в эротически открытых костюмах или пары «взрослых» шуток.
Но театр Терезы Дуровой пошел совсем по другому пути привлечения разновозрастной аудитории. В его спектаклях детям адресована драматургическая составляющая, взрослым – музыкальная. И всех зрителей независимо от возраста радуют профессиональные костюмы.
14 сентября премьерой музыкальной сказки «Далеко-далеко на Востоке» «Театр Терезы Дуровой» открыл на большой сцене свой 32-й сезон. Похождения Ходжи Насреддина стали продолжением этнической серии спектаклей, знакомящих зрителей с многообразием мировых культур.
В этом спектакле Ходжа Насреддин попадает в затерянное среди степей и пустынных оазисов сказочное Тарханбейское ханство и его столицу – прекрасный древний Махтумканд.
Ученые люди пишут, что Ходжа родился в 605 году Хиджры (1208 году) , а умер в 683 году Хиджры (1284 году) в городе Акшехир.
В России же о Насреддине узнали в начале XVIII века, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру I, издал свою «Историю Турции» с тремя анекдотами о нем.
Вообще-то историй о Насреддине 1238, но Артём Абрамов написал свою оригинальную пьесу, наполненную личными впечатлениями от поездок по Марокко, Египту, Израилю, Казахстану. И это совершенно естественно, ведь еще Блок писал: «У Лермонтова был свой Восток, у Полонского свой, а у Бунина свой», да, наверное, и у каждого россиянина он свой.
Для оформления сцены художник-постановщик Мария Рыбасова обратилась к богатым коллекциям Музея Востока и Британского музея, книгам и альбомам, а костюмы из натурального хлопка и шелка, созданные Викторией Севрюковой, вобрали воспоминания художницы о визитах в Ташкент и Самарканд. Из недавней поездки в Пакистан Виктория привезла подлинные узбекские икаты (узорчатые и полосатые ткани), а также образцы мужских халатов.
В спектакле, как всегда в Театре Терезы Дуровой, звучит живая музыка. В оркестре под руководством Ильи Мовчана задействованы танбур, дутар, бузуки, гиджак, дойра, най, рубаб.
По словам Терезы Дуровой «Загадка Востока в его недосказанности, особом чувстве юмора и философском взгляде на жизнь, проникновенной музыке и ярких красках, пряных ароматах и вкусе настоящего узбекского плова…Через слово, движение, музыку, костюмы, декорации и реквизит мы постарались передать аромат времени и восточной культуры. И рассказать свою историю о вечном бродяге, острослове, вольнодумце, бунтаре, хитреце и философе Ходже Насреддине».
Детально разбирать спектакль с анализом мизансцен и актерских работ после пресс-показа – дело довольно неблагодарное – ему еще надо подрасти, а критику прийти еще раз месяца через два.
Пока же скажу вот о чем: постановка на отечественной сцене спектакля (пусть даже детского) о Востоке – довольно серьезный вызов.
Наша культура со второй половины девятнадцатого века буквально больна Востоком – миром мудрости, наслаждения, роскоши и в то же время тайны и смертельной угрозы. И, как я уже говорила, этот Восток был у каждого свой.
Для одних поэтов, например Гумилева, образ Востока это образ пышного сада на пике и исходе своего цветения. Еще немного и лепестки роз опадут, цветы увянут и от сада останется одно воспоминание. Для других – это дервиши и бесконечные караванные тропы. "С Востока свет, с Востока силы!» – пишут третьи. Взрослые зрители помнят и Леонида Соловьева с его «Возмутителем спокойствия» и с «Очарованным принцем» и даже «Сладострастную отраву, золотую Брич-Муллу»…
Работать при таком бэкграунде, когда поединок на ятаганах сразу тянет за собой:
Я верно болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган…
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! я был убит, - режиссерский героизм.
Слава Богу, в спектакле никто не убит, но многие его фрагменты заставляют с радостью говорить: «Это – спектакль для мальчиков, которых так обидно мало на нашей сцене». В критический момент его герой (не буду спойлерить, кто) вспоминает не наставления бабушки или химическую формулу, а фехтовальную позицию. И побеждает.
В целом «Далеко-далеко на Востоке» - яркая, оригинальная, познавательная и одновременно увлекательная работа театра, достойно открывающая новый сезон.