Юбилей любого деятеля культуры – серьезное испытание для юбиляра. Благодарные потомки исполнят его фортепианные прелюдии в версии для тамтама, снимут сериал, в котором он будет бегать без брюк больше половины экранного времени, и пригласят на ток-шоу его найденную любовницу, даже если мы отмечаем 300-летие классика.
Испытание это и для критиков: поскольку люди старались, надо придумывать формулы «новое прочтение», «демонстрация интереса», «неожиданное решение» и «постклассическое осмысление наследия».
Поэтому когда в юбилейном потоке появляется действительно яркая и художественно убедительная работа – это огромная радость. Можно не мучаясь и не торгуясь с собой сказать: вот удача! Вот настоящий успех!
Именно таким успехом стала премьера моноспектакля «Вертинский. Возвращение» на сцене Театра Елены Камбуровой.
Народный артист России Олег Погудин поставил его для артиста театра Данила Можаева. Партию фортепиано исполнил лауреат многих международных конкурсов Андрей Булатов.
Самого Олега Погудина как артиста и режиссера связывает с Вертинским почти 40 лет творческой работы: от сольных концертных программ до масштабных спектаклей «Трагический тенор эпохи»», «Серебряный век» и «Ар-деко».
В «Серебряном веке» и «Ар-деко» играет и Данил Можаев.
Так что можно сказать, что этот моноспектакль в какой-то степени его бенефис. Точнее, можно было бы так сказать, если бы он назывался просто «Вертинский»
Но название «Вертинский. Возвращение» уже ставит вопрос. Что из наследия Вертинского возвращают зрителям режиссер и исполнитель главной роли? Что предлагают вспомнить?
Вертинский Можаева-Погудина, чей образ воссоздан по песням, письмам и воспоминаниям, - не актер, по ночам поющий танго в дешевом электрическом раю. Эта ипостась Вертинского весьма популярна у других исполнителей, однако идет вразрез с текстами песен Александра Николаевича.
Для героя пьесы, как и для самого Вертинского,это мучительно. Он видит себя русским литератором, дружит с Анной Павловой, Шаляпиным и Рахманиновым и ему тяжело и больно, что его воспринимают вне контекста русской культуры, а значит и вне России.
И его возращение это кроме возвращения биографического - возвращение в русскую культуру.
Если же говорить о спектакле, как о художественном делании, то надо отметить, что Олег Погудин вновь продемонстрировал безошибочность выбора пространства для своих постановок. Помещение бывшего кинотеатра, которое занимает Театр Елены Камбуровой – с балюстрадами, балкончиками и огромной люстрой идеально подходит для рассказа о звездах сцены и королевах экрана.
Созданный Олегом Евгеньевичем сценарий динамичен, увлекателен и при этом исторически полностью достоверен. Погудин умеет видеть новые смыслы в известных текстах и предъявляет их публике убедительно, доходчиво, но без упрощения.
Данил Можаев показал прекрасную вокальную подготовку, пластичность, темперамент и умение выстраивать диалог с залом. Если к этому добавить, что он практически в том возрасте, в котором Вертинский уехал из страны, он любит своего героя, понимает его, сочувствует ему и сострадает, то можно сказать – это его роль.
Мне уже доводилось писать о том, что практически у всех байопиков есть одно слабое место. Как достоверно показать творческого человека в процессе его деятельности? Певца – поющим, пианиста – играющим, писателя – пишущим? Если говорить о пении – это сложный психофизиологический и творческий процесс, несущий на себе отпечаток личности певца. Следовательно если в фильмах или спектаклях за исполнителя роли певца (эстрадного ли, оперного ли) поет другой человек, зритель будет видеть не целостный образ героя, а две (иногда трудно совместимые) личности.
В данном случае спектакль о певце, актере и литераторе поставлен певцом, актером и литератором для певца и актера (полагаю, что не литератора только в силу молодости). Отсюда необыкновенное ощущение целостности спектакля, художественной и психологической достоверности образа, объёма личности героя.
О концертмейстере Андрее Булатове начали говорить в превосходных тонах уже со сдачи спектакля. Остаётся только присоединиться к коллегам.
В анонсе спектакля написано: «Такого Вертинского публика еще не видела. Такого Вертинского увидеть необходимо».
Это не реклама, это правда. И восторженная реакция публики на первые показы это подтверждает.