Античный миф двадцать первого века
08.11.2024 00:44
Анна Сокольская

Однажды Пабло Пикассо сказал, что он хотел бы, чтобы в энциклопедиях будущего о нем было написано так: "Пикассо, Пабло Руис – испанский поэт, который увлекался живописью, рисунком и скульптурой". Он занялся литературой в 1935 году, после разрыва с Ольгой Хохловой. Начал со стихов, потом перешел на прозу, удивив этим многих. "Мне говорят, что ты пишешь. Я могу поверить тебе во что угодно. Если однажды мне скажут, что вы служите мессу, я все равно в это поверю ", - написала ему мать.

Пьесу "Четыре маленькие девочки" Пикассо написал между 24 ноября 1947 года и 13 августа 1948 года. В 1952 году он сделал вторую версию пьесы с тем же названием. Многие критики считают, что Пикассо никогда не хотел, чтобы пьесу ставили, а только читали.

В принципе театр Наталии Сац не нарушил волю мастера, поскольку там поставили не пьесу, а оперу Эдисона Денисова на этот сюжет.

Третья опера Эдисона Денисова «Четыре девушки» была закончена 26 января 1986 года. Это сочинение было написано по просьбе Геннадия Рождественского, в чьи замыслы входило поставить в первом отделении – раннюю оперу Моцарта «Аполлон и Гиацинт» (1767), а во втором – одноактную оперу Денисова.

В пьесе рассказывается о том, как четыре маленькие девочки резвятся в чудесном саду, придумывая себе все более и более изощренные игры, где жизнь и смерть перемежаются с простыми детским , а потом уже и не детскими шалостями.

scale_1200

Композитор несколько изменил героинь: у Пикассо это – маленькие девочки, у Денисова же – полудети – полувзрослые одновременно. И главными героинями оперы стали четыре девушки (первая и вторая – сопрано, третья и четвертая – меццо-сопрано), которые проживают на глазах зрителя свою женскую жизнь, от первой влюбленности до рождения детей, ухода их в большой мир и старости.

В результате опера стала рефлексией второго авангарда над сюрреалистической рефлексией Пикассо по поводу корпуса античных мифов об Актеоне, Персефоне и мойрах… А обращение Пикассо к античности ( интересом к ней его заразил Сергей Дягилев) переплетается в его тексте со страстью испанской души к быкам, корриде и минотаврам. «Если бы все пути, которыми я прошел, были отмечены на карте и соединены линией, это могло бы стать изображением минотавра», - писал он. И очевидно, что люди в масках быка (и других, но не буду спойлерить, чтобы не лишать новых зрителей их личных впечатлений) не могли не появиться на сцене.

scale_1200

При этом произведение получилось на редкость цельным и выразительным и остается только вспомнить уже ставшую мемом историю про то, что Пикассо спросили, что важнее - что или как. Пикассо подумал и ответил - кто..

Музыкальным руководителем и дирижером нынешней постановки на Малой сцене стал, как и дирижером первого исполнения «Четырех девушек» в Театре им. Сац в 2022 году, Валерий Платонов. Режиссер - Мария Фомичёва. Художник - Екатерина Куколь. Хореографический текст создали главный хореограф театра Кирилл Симонов и Михаил Галиев.

scale_1200

Нельзя не сказать еще вот о чем. В последнее время сложилась тенденция воспринимать оперу не как жанр, а как некое целеполагание, свидетельство серьезности намерений постановщиков. При этом мини или моно оперой с легкостью называются совсем иные сочинения.

Театр Наталии Сац напомнил нам, что опера даже в двадцать первом веке должна исполняться в помещениях с соответствующей акустикой и живым оркестром. Её музыка должна отвечать определенным стандартам крупной музыкальной формы. Опера требует от артистов определенной вокальной подготовки, а от постановщиков ярких сценических решений.

«Партитура Эдисона Денисова полна света, неопределенности, особого, я бы назвала, “очарованного” течения времени. “Четыре девушки” позволяют взглянуть на оперу как на поэтическое искусство, освобождая от линейного сюжета и делая его мерцающим». – говорит о своей работе Мария Фомичева и с ней нельзя не согласиться.

В тексте использованы фото Елены Лапиной. Автор благодарит Театр Наталии Сац за сотрудничество.
Добавить комментарий