В 2011 году Правительство Москвы учредило конкурс «Московская реставрация» был учрежден в 2011 году. За это время в нем приняли участие 1077 коллективов и специалистов, более 500 из них стали лауреатами. В 2024 году для участия в конкурсе было подано более 90 заявок по 48 объектам культурного наследия, в числе которых старинные палаты, городские усадьбы, доходные дома и памятники культового зодчества.
«Реставрация — это не просто ремонт, там свои каноны и законы. Технологии и материалы должны быть исторически достоверны, за редким исключением. Сначала нужно сделать проект реставрации и прописать приспособление — обозначить, как вы планируете это здание использовать: жилье, офис, ресторан. Если это было жилое помещение, вы можете в нем и бар разместить, но без тотальной перепланировки и с соблюдением необходимой технологии,» - писал почетный реставратор Москвы Александр Урбанский.
В этом году экспертное жюри определило 27 лауреатов.
Шестого декабря 2024 года в рамках пресс-тура журналистам показали три объекта, реставраторы которых стали лауреатами конкурса.
1. дом городской усадьбы с фабрикой Е.П. Петрова на Большой Ордынке.
2. Дом артистов Большого Театра в Брюсовом переулке
3. Церковь Петра и Павла на Новой Басманной.
Дом на Большой Ордынке является интересным примером главного дома усадьбы XVIII века, функциональное использование которого прошло путь развития от палат до фабричного корпуса. При этом здание сохранило объемно-пространственную структуру и планировочные решения XVIII – XIX веков.
Жилой дом с магазинами построен на этом месте в 1866 г. на территории доходного владения купеческой семьи Оленевых. С 1730—1740-х гг. этот земельный участок с жилыми и хозяйственными строениями, а также обширным садом принадлежал купцу 1-й гильдии Дмитрию Оленеву и на протяжении сотни лет переходил к его наследникам. В 1856 г. московский мещанин Е.П. Петров выкупил усадьбу и открыл экипажную фабрику, поселив здесь же 70 человек из числа сотрудников и рабочих мастерских: малярной, паяльной, шорной и кузовной. Жилые и производственные помещения располагались во дворе, а по красной линии Большой Ордынки выросли два доходных дома с экипажным сараем, магазином, конторой, столовой и квартирами для служащих. В 1906 г. экипажное производство Петрова уступило место мармеладным цехам купцов Ивановых, а в советское время здесь разместили мебельную фабрику. При этом главный дом усадьбы, расположенный в глубине улицы, практически у Ордынского тупика, построен, как и многие здания Кадашевской слободы, на палатах конца XVII века.
Реставраторами были проведены масштабные работы, включающие, в том числе, преодоление последствий московского пожара 1812 года. Приведен в порядок белокаменный цоколь, кирпичная кладка, отреставрированы сохранившиеся наличники и белокаменные подоконники, металлические кованые навесы, дымовые трубы.
Большой девятиэтажный дом артистов Большого Театра был построен в 1933–1935 годах по проекту архитектора Алексея Щусева в стиле постконструктивизма. Здание строили в период, когда в архитектуре уже наметился переход от конструктивизма к сталинскому ампиру: то есть украшений в стиле необароко еще немного, но строгие геометрические формы уже почти исчезли. Здесь в разное время жили Ольга Лепешинская и Людмила Власова, Иван Козловский и Александр Пирогов, Надежда Обухова и Антонина Нежданова, Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев , Ксения Эрдели и многие другие.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения. В ходе работ специалисты привели в порядок фасады, отреставрировали балконы, лепной декор подъездов, ступени лестничных маршей.
Церковь Петра и Павла Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице признана объектом культурного наследия федерального значения. В 1692 году по прошению подполковника Башева в Басманной Слободе решили выстроить деревянную православную церковь. А к 1702 году ее приход уже состоял из 114 дворов.
Церковь в честь своего небесного покровителя заметил Петр Первый, регулярно ездивший по этой улице, и дал повеление выстроить вместо нее каменный храм. Царь выделил на строительство две тысячи рублей из личных средств и прислал рисунок будущей постройки, выполненный собственной царственной рукой.
«...по именному царского величесва указу и по данному ему величества рукою рисунку, велѣно намъ нижеименованонымъ, старостѣ съ приходскими людьми простить церковь за Мясницкими вороты, за Землянымъ городомъ, что въ Капитанской и Ново-Басманной слободѣ, которая и прежде в том мѣстѣ была жъ, во имя св. Ап. Петра и Павла; и оная церковь, по оному отъ его величества рисунку, какъ исподняя, такъ и верхняя построены, а при том несовершенно…», - говорится в донесении Правительствующему Сенату.
Надо сказать, что в хранилище Исаакиевского собора содержится восемь чертежей храмов, сделанных Петром. Семь из них построены в Санкт-Петербурге, и только один – Петропавловский – в Москве.
Строительство храма началось в 1705 году, и руководил им знаменитый Иван Петрович Зарудный, однако после указа Петра о запрете каменного строительства везде кроме Санкт-Петербурга оно приостановилось.
Продолжить работы удалось лишь в 1723-м уже под руководством архитектора Ивана Федоровича Мичурина.
Он выстроил второй этаж храма, на который вела прекрасная лестница из литого чугуна с орнаментом из дубовых листьев. Ее изготовили на собственном Уральском заводе и преподнесли в дар храму знаменитые металлурги и промышленники Демидовы. Они же сделали и крупный денежный взнос на развитие церкви.
Первоначально колокольни не было, ее построили только в 1745-1746 годах по проекту Карла Бланка (которому на момент начала ее строительства исполнилось всего семнадцать лет).
У церкви была сложная судьба: она горела, в ней размещался склад, потом НИИ.
Во время пожара сгорел Петровский иконостас. Реставраторы выяснили, как он выглядел, по подрядным записям. Так же в настоящий момент реставраторы и художники раскрыли и восстанавливают росписи храма, сделанные в XVIII веке. Они во многом копируют гравюры немецкого живописца Кристофа Вайгеля Старшего (1654-1725) родившегося в XVII веке.
Реставраторы уже привели в порядок фасад и более 40 сюжетных росписей, при этом высота строительных лесов под куполом храма достигала 45 метров.
Во время пресс-поездки журналисты смогли ознакомиться с историей реставрации объектов, пообщаться со специалистами и получить ответы на свои вопросы.
Автор благодарит сотрудников департамента культурного наследия за помощь, прекрасные фото и теплое неформальное отношение к журналистам.