Иконопись Ростова. Новый флагманский проект Музея им. Андрея Рублева
13.03.2025 13:07
Трудно поверить в то, что систематическое научное изучение русской иконы началось чуть более 100 лет назад. Но это действительно так, поэтому практически каждая подготовленная серьезными специалистами выставка икон приносит не только художественные впечатления, но и становится серьезным вкладом в искусствоведение. Так произошло и с флагманским выставочным проектом Музея им. Андрея Рублева "Иконопись Ростова". Ростов Великий - один из древнейших русских городов, а обширная Ростовская епархия была форпостом христианства в Залесской земле. В средневековье здесь сложилась особая художественная традиция, сохранявшая самобытность даже после окончательного присоединения ростовских земель к Московскому княжеству в 1474 году. Собрание Музея им. Андрея Рублева богато памятниками ростовской иконописи XV–XVI веков. Принадлежность многих из них художественной культуре Ростова была установлена в ходе многолетней и кропотливой научной работы. Некоторые из представленных на выставке произведений лишь недавно прошли реставрацию.





(Святитель Николай Чудотворец, со Святой Троицей (Ветхозаветной), явлением Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому и избранными святыми. Первая треть XVI века. Ростов . Дерево, темпера. Собрание Музея имени Андрея Рублёва)
Интересна судьба иконы середины – третьей четверти XIV века «Святитель Николай Чудотворец» из коллекции Музея русской иконы им. Михаила Абрамова. Она была обнаружена в 1967 году в часовне деревни Кялованьга на реке часовне деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области вместе с иконами архангелов Михаила и Гавриила. Впоследствии образ святителя был приобретен музеем у частных владельцев. Иконы архангелов долгое время находились за рубежом, пока не были переданы в Патриарший музей при Храме Христа Спасителя в Москве, где хранятся и поныне. Иконы входили в один чин, объединявший деисусные (представленные в молении, в трехчетвертном развороте) и фронтальные образы.

(Святитель Николай Чудотворец. Из деисусного ряда. Середина – третья четверть XIV века. Ростовские земли (Поонежье). Дерево, темпера. Из часовни деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области. Собрание Музея русской иконы имени М.Ю. Абрамова)
Художественный язык этих произведений позволяет отнести их к культуре Ростова, влияние которой простиралось далеко на север, вплоть до Архангельска и Кольского полуострова. Среди шедевров выставки – иконы из поясного деисусного чина конца XV века, происходящего из села Поникарово и ныне находящегося в собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

(Христос Вседержитель. Деисусный чин иконостаса из ныне не сохранившейся церкви Дмитрия Солунского села Поникарова)
В них наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме. Особенно выразителен образ святителя Леонтия Ростовского, неутомимого проповедника христианской веры среди языческих племен Залесской земли.

(Леонтий Ростовский. Из иконостаса церкви в с. Поникарово)
«Село Поникарово на речке на Шулохме" описывается в 1629 года так: "В ней церковь страстотерпца Христова Дмитрея Селунского да предел на полатех Николы чюдотворца, древян, вверх. А церковь, и в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колоколне колокола, и всякое строенье мирское. У церкви поп Иван Осипов, дьячок Грязнушка Михеев, пономарь Ерофейко Ондреев, просвирница Ульяница». Так выглядело село после Смутного времени. А вот пятнадцатый век, время появления икон - это расцвет Поникарова. Наиболее вероятным заказчиком икон Одигитрии, Димитрия Солунского в житии и деисусного чина церкви села Поникарово был его владелец - дьяк Данила Мамырев - фигура в русской истории не последняя. Так, например, 6 мая 1493 г. он был вместе с греком Мануилом Ангеловым послан в Венецию и Милан, где они наняли для работы в России строительных и других мастеров; вернулись они в Москву летом 1494 г., приведя с собой "Алевиза мастера стенного и полатного, и Петра пушечника, и иных мастеров" Скорее всего именно Мамырев и заказал для украшения церкви своей Поникаровской вотчины сначала икону Одигитрии, затем "Димитрия Солунского в житии", потом и деисус, а, возможно, и царские врата.

(Великомученик Димитрий Солунский, с житием. Последняя четверть XV века (?). Москва или Ростов. Дерево, темпера. Из села Поникарова близ Ростова. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»)
К периоду блестящего расцвета художественной жизни Ростова относится вошедшая в состав экспозиции рукопись – «Апостол толковый» из собрания Государственного Исторического музея. Писцовая запись на одном из листов содержит дату создания манускрипта – 1220 год, а также имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла 1220 год, а также имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I.
Всего на выставке будет представлено около 50 памятников из собраний Музея им. Андрея Рублева, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и частных коллекций. Это выразительные, зачастую выдающиеся произведения, позволяющие сложить представление о своеобразии ростовской иконописи, ощутить ее притягательную силу и красоту.
Возможно, что данная выставка станет отправной точкой для окончательного утверждения понятия "Ростовская школа иконописи". Первая большая выставка «Ростово-Суздальская школа живописи» состоялась в 1966–1967 гг. в Третьяковской галерее. Однако споры о том, существует ли ростовская школа не утихают до сих пор. Достаточно вспомнить название одной из искусствоведческих работ: " Ростовская иконопись между мифом и реальностью". При этом открывшаяся выставка позволяет с уверенностью говорить о то, что у ростовских икон есть свои стилистические признаки: зеленовато-серебристая гамма вместе с локальными цветовыми пятнами в изображении одеяний святых и выразительной графической линией. Колорит ростовских икон отличают ненасыщенные, мягкие цвета, тонкий, почти прозрачный красочный слой. В отличие, например, от новгородской школы, в ростовской живописи почти никогда не встречается яркая киноварь, здесь преобладают оттенки охристых, коричневых, розовых, вишневых тонов, неяркие синий и зеленый цвета. А удлиненные пропорции фигур, как и живые повороты персонажей в композициях начала четырнадцатого века говорят о знакомстве мастеров с византийской живописью палеологовского стиля.
Все это позволяет утверждать, что Ростов на протяжении нескольких веков был заметным религиозным и художественным центром, а его иконопись отличалась своим стилем и высоким уровнем.
Кураторы выставки: кандидат искусствоведения, ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева М.И. Яковлева и заместитель заведующего научно-исследовательским отделом А.Л. Гульманов.
Выставка продлится до 25 мая.