КОД РОСТОВА
02.08.2025 12:54
Анна Сокольская
3101a91a67a83685cc1d84a4cc0f5c688ddb9ed01d1.jpg
31 июля в Ростове Великом состоялось торжественное открытие выставки «Ростовская икона. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний». Экспозиция подготовлена в сотрудничестве музея-заповедника «Ростовский кремль» и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Выставка посвящена ростовской школе иконописи — одному из важнейших художественных направлений Северо-Восточной Руси. Экспонируется более 60 памятников, многие из них – впервые после реставрации.
38c06b5313415848a539c6dd5944b3688ddbac08981.jpg
(Святые мученики Евстафий Плакида и Фекла)

Посетители увидят иконы XIII–XVI веков, включая редкие двусторонние образы, памятники прикладного искусства, резные Царские врата и уникальные иконы северных окраин Ростовской епархии. Среди центральных экспонатов — полный состав Поникаровского чина, выносная икона святителя Николая Мирликийского со следами крепления крестов-мощевиков, а также памятники из утраченного Пахомиева Кенского монастыря.
2c9b8c546227753f86c9cbd4f07592688ddba5412b5.jpg
(Святитель Николай Чудотворец со Святой Троицей (Ветхозаветной), явлением Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому и избранными святыми. Первая треть XVI века) 

Самый ранний памятник, представленный на выставке  - это икона двусторонняя выносная икона "Богоматерь Умиление. Святые мученики Евстафий и Фекла" конца ХIII века.   
Эта экспозиция продолжает тему, начатую весной в Музее имени Андрея Рублёва. Спустя несколько месяцев после московской выставки пространство второго этажа Красной палаты Ростовского кремля стало площадкой, где сочетаются исследовательский подход и глубокое эстетическое погружение в наследие ростовской иконописи.
Надо сказать, что  Ростовская школа иконописи — это в каком-то смысле слова загадка для искусствоведов. Почти 60 лет назад состоялась первая выставка ростово-суздальской иконописи в Третьяковской галерее. И тогда Ростов и Суздаль рассматривались как равноправные центры, создававшие единое художественное явление. Впоследствии с введением в научный оборот новых памятников и их изучением ростовская художественная традиция стала рассматриваться отдельно.
bc326fb4839f725cbf5cc1367ce4b4688ddbb38df52.jpg
(Царские врата. 1562 год. Инок Исайя) 

Когда мы смотрим на творения ростовских мастеров, то с одной стороны  видим влияние московской школы живописи. С другой - переосмысление переосмысливают этой традиции: певучесть и гибкость линий, отсутствие прямых углов,  смягченное выражение ликов, светлый колорит. Ростовские мастера выбирают легкую колористическую гамму и избегают насыщенных золотых фонов, заменяя их охристыми.

Центральным экспонатом выставки является шедевр средневекового искусства деисусный ряд иконостаса конца XV века из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», так называемый Поникаровский (по названию села, в котором находился храм Димитрия Солунского, для которого и был выполнен иконостас) деисус.

 Если в Москву были привезены 7 из 13 икон этого чина, то на ростовской выставке он представлен полностью.

 Черты ростовской иконописи здесь выражены особенно ярко: светлый, радостный, звучный колорит, пристрастие к светло-голубым, охристым, почти белым тонам. Особо хочется отметить икону святителя Леонтия Ростовского, который включен мастерами в состав вселенских святителей.  

1e34ab6eb8520df175dbd40de2f050688ddbbb64adb.jpg

(Леонтий Ростовский) 

Поникаровский деисус широко известен около шестидесяти лет. Однако до сих пор одни специалисты считают,  что он создан ростовскими живописцами, другие приписывают его московским мастерам. По сию пору обе эти точки зрения нельзя однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Все иконы Поникаровского деисуса имеют желто-охристые фоны различных оттенков. Как уже было сказано, бытует мнение, что такие фоны являются чуть ли не специфической чертой ростовской иконописи. Однако эти тона были присущи и живописи поздневизантийской.
Именно в поздневизантийской живописи золото фона нередко заменяется на охру. В.Н.Лазарев писал про искусство этого периода: "Доминирующее настроение — это настроение осеннего увядания". Охристые тона, по мнению византийских мастеров, подчёркивали изначальную невещественность, нематериальность изображения. Тонкие просвечивающие тени делали изображение лёгким и бестелесным, их мягкое внутреннее свечение, перерастая на выпуклых участках в резкое, жёсткое излучение, разрушало ассоциации с реальной человеческой плотью.
Кроме того искусствоведы отмечают, что в иконах Поникаровского цикла  такую же  экспрессию в трактовке одежд, как на византийских и критских иконах второй половины – конца XV столетия.
8a6d0837dd17744c60b588744da7bc688ddbc3ee16d.jpg
(Фрагмент Поникаровского иконостаса)
Если добавить к этому, что заказчик - дьяк Данило Мамырев  в 1493 году (перед заказом иконостаса) побывал в Венеции, где после падения Константинополя  нашли приют множество византийских беженцев, его приглашение кого-то из греческих художников в Москву, а потом и в Поникарово выглядит вполне реальным. А сама история иконостаса может послужить основой не только для научных трудов, но и для исторических романов, не менее захватывающих, чем "Код да Винчи". Кстати, Леонардо был современником Данилы Мамырева и вполне мог видеться с ним в Милане.  
Надо отметить, что все тринадцать икон Поникаровского чина объединяет сходная просветленность колорита и трактовка цвета в виде прозрачных или полупрозрачных плоскостей, обладающих повышенной светоносностью  в чем видно влияние Дионисия.
Однако ни один из мастеров исследуемого чина не подчинился полностью дионисиевскому стилю. Все они сохранили свою достаточно отчетливо выраженную индивидуальность.
А охра из прощального света Византии преобразилась в отражение неяркого северного солнца, светящего над ростовскими землями.
Выставка в Ростовском Кремле уникальна не только своими экспонатами, но и местом проведения.
Помещение икон в родную им историческую среду создает особую атмосферу и позволяет составить более полное и объемное впечатление о представленных там шедеврах.
 
 

Добавить комментарий