Театр Терезы Дуровой. Малахитовая шкатулка
11.09.2025 17:16

18 сентября «Театр Терезы Дуровой» откроет 33-й сезон. В этот день состоится премьера музыкального
спектакля «Малахитовая шкатулка» по мотивам сказов Павла Бажова. Режиссер Тереза
Дурова обращается к уральскому фольклору, населенному колоритными персонажами и
таинственными силами.
Павел Бажов, уроженец рабочего поселка Сысерть, вырос на фольклорных сказках,
которые часто рассказывали представители старшего поколения его семьи. Первые очерки о
жизни дореволюционных рабочих Урала он опубликовал в 1924 году в местном журнале – они
легли в основу сборника, ставшего прообразом «Малахитовой шкатулки». Литературоведы до сих пор не могут отделить фольклорные мотивы сказок от писательского замысла, однако все признают .что созданные Бажовым и сказочные персонажи и образы рабочих очень убедительны и интересны. Недаром на сюжеты Бажова написаны оперы и балет Сергея Прокофьева, сняты фильмы.

(Вид на город Сысерть в середине девятнадцатого века)
За минувший век сказы Бажова были переведены более чем на 100 языков, но ввиду лингвистических и
культурных особенностей их красота полноценно раскрывается только на русском языке.
Чтобы познакомить зрителя с мифами горного Урала, драматург «Театра Терезы Дуровой» Артем Абрамов соединил несколько ключевых сюжетов сборника «Малахитовая шкатулка» в одну большую историю. Он сохранил архетипы героев, дав некоторым персонажам новые имена. Главными в спектакле, конечно же, остаются Данила-мастер и
Хозяйка Медной горы.
Камнерез Данила не покладая рук трудится на шахте алчного Мормагона,возомнившего себя властелином всех гор в округе. Каждый раз, заслышав рассказы горняков про таинственную Хозяйку, бездушный самоуправец приходит в ярость. Его не пугают ни предостережения рабочих, ни сигналы природы, предвещающие большую беду. А его
завистливая женушка Ядвига загорается желанием заполучить малахитовую шкатулку, главную драгоценность хранительницы природных недр. Хозяйка Медной горы хладнокровно наблюдает за страстями людей. Небезучастна она только к Даниле-мастеру, способному видеть прекрасное: секреты малахита открываются лишь ему.
Хозяйка Медной горы – воплощение духа природы Урала. За ее благородной красотой таятся грозные силы, которые пробуждаются при бесцеремонном вмешательстве человека в окружающую среду. "Девка небольшого росту… Из себя ладная… Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют, тонко этак позванивают, будто листовая медь" , так описывал ее писатель а художник Виктория Севрюкова создала для Хозяйки Медной горы три костюма, отображающие эмоциональные состояния персонажа – от спокойствия до лютого негодования. При конструировании нарядов других героев спектакля художница погружалась в историю горных промыслов Урала и особенности костюмов староверов..
Музыка «Малахитовой шкатулки», написанная и аранжированная композитором Сергеем Кондратьевым, эклектична. В палитре жанров слышны фольклорные стилизации, техно-индастриал, фолк-рок, фолк-джаз и другие направления. В состав оркестра, помимо привычных клавишных, ударных, скрипки и электрогитары, вошли бас-кларнет и гобой.
Изюминкой также стало использование для саундизайна Noisebox № 16 – аналогового преобразователя звука c уникальной конструкцией, созданного специально для спектакля.
Впервые постановку «Театра Терезы Дуровой» сопровождает приглашенный вокальный
ансамбль.

(Павел Петрович Бажов. 1879 -1950)
«Урал конца XVIII века, о котором мы рассказываем, отличается от других регионов нашей огромной страны своим укладом жизни, поэтому и легенды там особенные. Тема столкновения человека и природы красной нитью проходит сквозь сказы Бажова и наш спектакль. Природа может быть как доброй, так и злой, но она всегда могущественнее человека. Она живет по своим непреклонным законам, и перечить ей бесполезно! Природа беспощадна, когда нарушают ее гармонию, когда вторгаются в ее недра. И человек должен осознавать меру своей ответственности перед
окружающим его миром – не быть жадным, черпая богатства земли, соблюдать хрупкий баланс в отношениях с природой. Только тогда можно полноценно познать красоту и щедрость этого мира. Актуально ли это сегодня? Как никогда!», - говорит режиссер спектакля Народная артистка РФ Тереза Дурова.

