РУССКИЙ СЕВЕР В МОСКВЕ. НОВАЯ ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ РУБЛЕВА
16.09.2025 14:21
Анна Сокольская
 
 В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Сокровища Русского Севера».
Надо сказать, что  Русский Север -  понятие не только географическое, но и культурное.
В русском сознании   это некий  «остров спасения», место, обладающее  целительной силой. 
Архангельский философ Н.М. Теребихин пишет, что Север в картине мира русских никогда не являлся чисто географической категорией. Север был для них метафизическим пространством, где мир покидает пространственно-вре­менную ограниченность: пространство истончается, исчезает в свете полярно­го дня, а время замедляет свой ход и, достигнув последнего предела, становится вечностью.
4235a3037f8c83e38cab3aea71352268c945f10627d.jpg
(Михаил Нестеров. Соловки)
На выставке представлены  редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства XIII–XVIII веков из Архангельского краеведческого музея, созданные мастерами серебряного дела, резчиками по дереву и камню, и
уникальные иконы. Многие из этих памятников, обладающих значимой историко- культурной ценностью, высоким художественным и мастерским уровнем исполнения ранее были доступны только избранным специалистам в фондах Архангельского краеведческого музея.
Углубленные исследования этих древностей позволили связать их происхождение с крупнейшими монастырями, храмами и историческими личностями, а также с ведущими русскими художественными центрами: Москвой, Великим Новгородом, Псковом, Ярославлем, Русским Севером (включая Архангельск, Сольвычегодск, Великий Устюг).
0782d47845aeb2c59a864d3f96416868c945fa980a8.jpg
(Богоматерь, из Деисуса. Вторая половина ХVII века. Русский Север. Поморье. АОКМ.
Собрание Архангельского краеведческого музея)
Среди экспонатов выставки:
ставротека XIII века из Антониево-Сийского
монастыря,
небольшие ковчеги-мощевики (энколпии),
наперсные образки (панагии),
складни,
наперсные кресты XIV–XVII веков, окованные золоченым серебром, со
священными изображениями и надписями, вырезанные из камня, ценных пород
дерева, отлитые из цветного стекла или украшенные живописью.
Особую группу составляют деревянные богослужебные кресты в серебряных окладах XVI–XVIII веков,
которые создавались под влиянием византийских образцов. Это четырех-, шести-,семи-, восьмиконечные напрестольные, воздвизальные, водосвятные, благословящие, моленные, запрестольные (выносные) кресты. 
d65f6a217acd9de654495df39fdd8768c9460512b11.jpg
(Крест «Распятие Христово» Середина ХVII века. Русский Север.Собрание Архангельского краеведческого музея)
К замечательным памятникам,происходящим из северных монастырей и храмов, относятся украшенные серебряными окладами напрестольные Евангелия, иконы в серебряных окладах и евхаристические предметы.
Представленные на выставке произведения отражают неповторимый стиль эпохи, мировоззрение и вкусы заказчиков, а также талант их авторов – мастеров серебряного дела.
a6f7316b960a75b27948bcc998a9ab68c948899451e.jpg
(Икона «Святая Троица (Ветхозаветная)» на перламутровой раковине.Конец XVI – начало XVII века. Сольвычегодск.Собрание Архангельского краеведческого музея)
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о Русском Севере: "В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории - русской! - самой значи­тельной, самой трагической в прошлом и самой философской), человека и при­роды, акварельной лиричности воды, земли, неба и грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха... Он не только ду­шевно русский,- он русский тем, что сыг­рал выдающуюся роль в русской культуре. Он не только спасал Россию в самые тя­желые времена русской истории - эпоху польско-шведской интервенции, в эпоху первой Отечественной войны и Великой, он спас нам от забвения русские были­ны, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музы­кальную культуру, русскую великую лири­ческую стихию - песенную, словесную, русские трудовые традиции - крестьянс­кие, ремесленные, мореходные, рыболо­вецкие»
Теперь  прикоснуться к части  уникальной истории и культуры Русского Севера  можно и в Москве, на выставке в Музее имени Андрея Рублева.
Кураторы выставки:
Дунаева Р.А., главный хранитель музейных предметов Архангельского краеведческого музея;
Игошев В.В., главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения;
Хохлова А.В., научный сотрудник сектора декоративно-прикладного искусства Научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева.
Добавить комментарий