Юбилей Бориса Чайковского. Дневник эпохи
16.09.2025 15:31
10 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Чайковского – одного из крупнейших представителей композиторской школы Дмитрия Шостаковича.
Сегодня его сочинения звучат нечасто и тем интереснее проходящий сейчас в Москве посвященный ему музыкальный фестиваль
Юбилей Бориса Чайковского впервые отмечается столь масштабно: семь концертов, связанных единой художественной идеей.
Москвичи услышат музыку Чайковского и его близких ему по духу современников — Николая Мясковского, Дмитрия Шостаковича, Виссариона Шебалина, Галины Уствольской, Мечислава Вайнберга.
«Это композитор глубоко русский… Это мастер в настоящем смысле этого слова, то есть художник, обладающий прежде всего богатым внутренним содержанием и умеющий выразить его средствами своего искусства», — так говорил о Борисе Чайковском Георгий Свиридов.

15 сентября в Рахманиновском зале консерватории в программе «Дневник эпохи» прозвучала вокальная музыка Бориса Чайковского, Дмитрия Шостаковича и Александра Чайковского (солисты - Алина Черташ, Валерий Макаров, Лада Меркульева, концертмейстеры Карина Погосбекова и Дарья Чайковская).
Вокальные циклы Бориса Чайковского и Дмитрия Шостаковича на стихи Иосифа Бродского и Саши Черного, с одной стороны, отсылают слушателя к большим поэтическим фигурам ХХ века. С другой, представленные в одной программе вокальные сочинения трех композиторов. охватывающие период с 1948 (цикл Шостаковича "Из еврейской народной поэзии) до 1990-х годов, когда Александр Чайковский начал работу над циклом "Из жизни петербургской актрисы", ярко демонстрируют и постоянное внимание больших музыкантов к поэтическому слову и их стремление совместить оперный масштаб с камерной тонкостью и театральным психологизмом.

Сочинение «Из жизни петербургской актрисы» в отличие от монографических циклов Дмитрия Шостаковича и Бориса Чайковского основано на поэтических текстах разных нескольких авторов - Блока Есенина, Ахмадулиной, Бродского, Зиновьева. Этот цикл был исполнен вокально ярко и вместе с тем академически сдержано, чего нельзя сказать о "Сатирах" Шостаковича. Валерий Макаров и Карина Погосбекова погрузили зал в стихию театральной игры, что оказалось смешно, органично, умно и немного грустно

В целом на сцене Рахманиновского зала несомненно был представлен дневник эпохи - практически весь сложный, трагический и великий ХХ век - в котором "всей жизнью и смертью — разыгран стихотворения чудный театр".
В зале был аншлаг. Всю программу публика принимала с восторгом, опровергая расхожие утверждения об отсутствии у людей интереса к академической музыке ХХ века. .

