ВРЕМЯ СВИРИДОВА
25.09.2025 14:35
16 декабря Георгию Васильевичу Свиридову исполняется 110 лет. Юбилей композитора будет отмечен тремя мировыми премьерами его произведений. Это - часть проекта «Время, вперед!», организованного музыкальным издательством «Панчер» и поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Информационную поддержку проекта осуществляет агентство InterMedia , а душой и главным двигателем проекта стал племянник Свиридова музыковед, профессор Александр Белоненко.

24 сентября (МКЗ «Зарядье») – мировая премьера восстановленного хорового произведения “Благослови, душе моя, Господа…”, из Ветхого завета.
Исполнители: Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Академический большой хор «Мастера хорового пения» и хор мальчиков Cantus под управлением Льва Конторовича.
30 сентября (Концертный зал им. П.И.Чайковского) – мировая премьера Симфонии для струнных и ударных.
Исполнители: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета.
2 октября (МКЗ «Зарядье») – мировая премьера оратории для солистов, хора и симфонического оркестра «Семь песен о России».
Исполнители: Московский государственный симфонический оркестра под руководством Ивана Рудина и Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова под управлением Екатерины Антоненко.
По словам Александра Белоненко в преддверии 110-летия Георгия Свиридова организаторы хотели представить в первую очередь его позднее, зрелое его творчество.
И закономерно, что цикл концертов открыл отрывок из одного из самых значимых для Свиридова произведений - "Песнопения и молитвы".
Над циклом произведений под общим названием «Песнопения и молитвы» Георгий Васильевич начал работать в 1988 году.
2 февраля 1992 г. на IV Фестивале духовной музыки в Москве в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко состоялась его премьера. Были исполнены пять хоров. В программе они значились как «Духовные произведения для хора». К этому времени относится и появление первой рукописи под названием «Неизреченное чудо» и подзаголовком «Песнопения и молитвы. Слова из православного обихода». В рукописи значились даты 1988–1992.
В том же 1992 г. 18 июня в Большом зале Филармонии в Санкт-Петербурге Певческая капелла исполнила хоровой цикл Свиридова, теперь уже названный «Духовные произведения для хора». Именно в исполнительской практике Капеллы с 1992 по 1997 гг. «Песнопения и молитвы» обрели свою нынешнюю форму.
В 1993 г. у цикла, наконец, появилось устоявшееся имя — «Песнопения и молитвы». Впервые оно было обнародовано на концерте V Фестиваля духовной музыки в Москве, где вновь выступала Певческая капелла Санкт-Петербурга. Методом проб в концертной практике Капеллы сложилась еще одна, третья по счету редакция «Песнопений и молитв». Окончательно она сформировалась между 1995 и 1997 гг.
Однако уже после кончины композитора исследователи обнаружили, что исполняемый вариант "Песнопений и молитв" был частью огромной – из 56 номеров – оратории для солистов, хора и оркестра под условным названием «Из литургической поэзии». Оратория так и осталась незаконченной, кроме одного большого фрагмента – 27 хоров без сопровождения. Композитор планировал что в сочинении будет пять частей при этом, представленный 24 сентября слушателям хор «Благослови, душе моя, Господа» из четвертой части практически не был записан на бумаге. Однако сохранилась кассета, где Георгий Свиридов полностью поет одну партию и играет остальные голоса на рояле.
И вот 24 сентября прозвучала реконструкция этого хора, выполненная Александром Белоненко и хормейстером Самарского театра оперы и балета Максимом Пожидаевым.
Признаюсь, не все в этой реконструкции показалось мне бесспорным, однако сам факт введения в культурный обиход еще одного сочинения большого композитора можно только приветствовать. Публика встретила сочинение очень тепло и с большим интересом.
(Лев Канторович.)
(Лев Канторович.)
При этом у многих слушателей возник тот же вопрос, который прозвучал на пресс-конференции перед концертом: используется ли музыка Свиридова в церковных богослужениях.
Сам композитор в полной мере отдавал себе отчет в предназначении труда не для богослужебного использования. В своей оригинальной классификации музыки Свиридов выдвигал три ее разновидности: a) Церковная; b) Светская; c) Духовная.
Если первые два рода музыки трактованы достаточно традиционно, то под последним понималась музыка, соединяющая по словам Свиридова церковное и светское начала, «отмеченная влиянием Духа Святаго», обладающая «всей полнотой возвышеннейших чувств и помыслом Духа Божия».
В отличие например, от о. Сергия Трубачева, обозначавшего свои сочинения как «церковные песнопения», по многим параметрам соответствующие церковным канонам, Г. Свиридов подчеркивал, что мечтает создать музыку светскую по форме, но духовную по содержанию, что нашло отражение и в названии «Песнопения и молитвы. Из литургической поэзии». Такое соединение двух начал раскрывает особое понимание композитором понятия духовного искусства, которое нельзя сводить только к богослужебным образцам.
Сам Георгий Васильевич Свиридов не называл себя проповедником, однако тексты, сюжеты, образы и способы их воплощения свидетельствуют о претворении проповеднических тенденций в его духовных хорах. Цель проповеднического слова - «призыв к спасению, к жизни и нетлению» -проходит «красной нитью» и через свиридовское творчество.
(Отмечу, что есть пример исполнения свиридовского хора "Странное Рождество видеше" в храме Христа Спасителя на Патриаршей Рождественской службе, но это единичный случай. )

(Арсентий Ткаченко)
Во втором отделении концерта Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением Арсентия Ткаченко исполнил премьеру Пассакалии памяти Свиридова Андрея Микиты.
После этого в оркестровке Ильи Кононова прозвучала вокальная поэма «Отчалившая Русь» (Солист – баритон Александр Суханов).
Свиридов определил это свое сочинение как поэму в двенадцати песнях. Хотя по структуре это вокальный цикл, композитор четко разграничивал рамки собственно вокального цикла, к жанру которого относил произведения более узкие по содержанию, и поэмы — так он определял циклические вокальные сочинения с более глубокой философской основой. В данном случае ему было ясно, что создается именно поэма — размышление о судьбах родины, о роли поэта.
В качестве текстовой основы композитор выбрал не только отдельные стихотворения разных лет: «Осень» (предположительно 1914), «Я покинул родимый дом...» (1918), «Отвори мне, страж заоблачный...» (1918), «Серебристая дорога» (1917), «Где ты, где ты, отчий дом...» (1917), «По-осеннему кычет сова...» (1920), «О верю, верю, счастье есть...» (1917), но и отрывки из стихотворений «Пантократор» (1919) — «Там, за Млечными холмами», «Октоих» (1917) — «О родина, счастливый и неисходный час», 1-я часть «Иорданской голубицы» (1918) — «Отчалившая Русь», давшая название всему произведению; части поэм «Пришествие» (1918) — «Симоне, Петр... Где ты? Приди...» и «Сорокоуст» (1920) — «Трубит, трубит погибельный рог!» .
Написанную изначально для голоса с фортепиано, Свиридов с самого начала мыслил эту поэму как оркестровую. Сохранилась его запись: «Оркестр — камерный состав, струнные. Рояль-соло, арфа, челеста (tam-tam, campanelli, campani, vibrafon)». В ноябре 1980 года в одном из писем Свиридов сообщает: «Теперь моя задача приготовить... «Отчалившую Русь» (оркестровать окончательную редакцию и исполнить)».
К сожалению, этот замысел не был воплощен композитором. Вскоре «Отчалившая Русь», написанная первоначально для тенора и фортепиано, была исполнена, но настолько неудачно, что Свиридов отказался признать это исполнение премьерой. Он сделал другую версию сочинения — для меццо-сопрано.
Премьера ее, состоявшаяся в Москве в Большом зале консерватории 25 апреля 1983 года в исполнении Елены Образцовой и автора, стала единственно значимой для композитора.
24 сентября "Отчалившая Русь" прозвучала в оркестровке Ильи Кононова, являющегося автором большого количества аранжировок, которые исполнялись Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестрами Нижегородской и Саратовской филармоний.
Публика горячо аплодировала исполнителям, ведь это произведение напомнило нам еще и о юбилее Сергея Есенина, который мы будем отмечать третьего октября.
Остается напомнить ,что проект «Время, вперед!» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
Автор благодарит организаторов проекта за помощь в подготовке материала. Фото, использованные в статье, взяты с сайта проекта

