ОСЕНЬ МОСКОВСКОГО БАРОККО
25.09.2025 14:59
Анна Сокольская
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка "Образы Христа". На ней представлены три  выдающихся  произведения русской иконописи,которые объединяет время создания – рубеж XVII–XVIII столетий, а также то, что они были исполнены придворными художниками – иконописцами Оружейной палаты и живописцами Посольского приказа. 
Иконописная мастерская (иконописная палата) существовала в Оружейной палате с 1640–1642 годов.  С началом единовластного правления Петра I (1696) количество царских заказов иконописцам Оружейной палаты резко сократилось, а в 1711 году иконописная мастерская была закрыта. Часть мастеров перевели в Петербург, где учредили Палату изуграфств, большинство же ещё в конце XVII века разъехалось по другим городам в поисках работы. Это способствовало повсеместному распространению «стиля Оружейной палаты». 
Основные черты этого стиля:  
Стремление к передаче объёма, показу глубины пространства. 
Интерес к архитектурным и пейзажным фонам, к деталям одежд и обстановки.
Зеленовато-голубой фон, более светлый вверху и темнеющий к линии позёма, который передавал воздушную среду. Красный цвет разных оттенков и насыщенности. 
Яркость и чистота цвета достигались благодаря использованию дорогих привозных красок, в первую очередь баканов (полупрозрачные лаковые краски на основе кошенили, сандала и красного дерева).
Пространственные построения включали элементы как прямой (линейной, «ренессансной») перспективы, так и обратной, перцептивной.
На выставке можно увидеть три варианта   иконографии Иисуса Христа рубежа 17-18 веков - переломного времени в истории и культуре России.
Икона Спаса Нерукотворного из частного собрания – наглядный пример продолжения и развития традиций, заложенных главным царским изографом того времени Симоном Ушаковым. Для разработанной им манеры были характерны пластическая объемная моделировка лика и внимание к анатомическим деталям. Образцы Ушакова, в том числе его иконы Нерукотворного Спаса, служили ориентиром для многих поколений учеников и последователей.
13308dc82ee6fae48dd4583905ccdd68d52d8098435.jpg
(СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Конец XVII века. Оружейная палата, Москва) 

Другим ключевым экспонатом является отреставрированный в 2024 году тронный образ Христа Вседержителя из той же частной коллекции. Икона примечательна уникальным подбором святых, молитвенно предстоящих Спасителю: двух святителей и двух преподобных. Сопоставление коленопреклоненных фигур Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского отсылает зрителя к традиции их совместного почитания в Москве и Новгороде со второй половины XV века, а также проводит параллель с надвратной иконой Спасской башни Московского Кремля.
e2aa7c9fe2684cc0789791625948cc68d52f058ad16.jpg
(ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ, СО СВЯТИТЕЛЯМИ ЛЕОНТИЕМ РОСТОВСКИМ И ГРИГОРИЕМ АКРАГАНТИЙСКИМ,ПРЕПОДОБНЫМИ СЕРГИЕМ РАДОНЕЖСКИМ И ВАРЛААМОМ ХУТЫНСКИМ. Конец XVII – начало XVIII века. Оружейная палата, Москва)

Третий экспонат – икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, исполненная в 1694 году мастером, принадлежавшим кругу знаменитого изографа Посольского приказа и ученика не менее знаменитого Богдана Салтанова Карпа Золотарева (1656 -около 1700). Интересно что москвичи до сих пор могут увидеть его работы не только  в музеях. В церкви  Покрова Богородицы в Филях сохранился созданный по его эскизу иконостас верхнего храма. Многие иконы там так же были написаны при участии художника.
Демонстрируемый на выставке  оплечный образ Христа является ярким свидетельством стремления ведущих мастеров того времени повторить в иконописи элементы западного парадного портрета. 
2cfa67c3da2275820b5201061cbbf368d53041160fc.jpg
(ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ.1694 год. Круг Карпа Золотарева, Золотописная мастерская Посольского приказа, Москва)

Еще в 1911 году М.В.Красовский писал: "Время в которое пришлось работать этим мастерам, было переходное, в воздухе чувствовалась близость какого-то перелома..." 
И выдающиеся русские мастера прошлого  гениально зафиксировали эти черты эпохи, создав при этом еще и глубоко религиозные произведения.

Куратор выставки: заведующий научно-исследовательским отделом Музея им. Андрея Рублева, кандидат искусствоведения М.А. Маханько.
Добавить комментарий