ЧЕРНАЯ МУЗЫКА БЛОКА...
03.10.2025 14:30
Анна Сокольская
Второго октября в зале "Зарядье" завершился третий концерт проекта "Время, вперед!", посвященный юбилею Георгия Свиридова. На нем состоялась мировая премьера оратории на стихи Александра Блока "Семь песен о России". Считавшаяся утраченной версия произведения прозвучала в исполнении Московского государственного симфонического оркестра под руководством Ивана Рудина и Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова под управлением Екатерины Антоненко. Солисты Полина Шамаева и Даниил Акимов.
1e53a334dc7606f29937b79ef6b27168dfb2f6968aa.jpg
(Иван Рудин) 

Первая песня  из этой оратории - "Под насыпью во рву некошеном..."  датируется 1967 годом.  В 70-х композитор сделал первую редакцию оратории, назвав её "Пять песен о России". Позже Свиридов не раз возвращался к стихам Блока, продолжая дописывать и переписывать свои уже "Семь песен о России".
"Семь песен о России" – это поздний Свиридов с его очень сложным представлением о судьбе России, потому что Россия – была одна его центральная тема. Как он говорил: "Хочу создать миф о России", – рассказал музыковед, племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко. При этом Александр Сергеевич отметил, что Свиридов понимал всю сложность духовных исканий Блока, но его личный взгляд и его творческий выбор - взгляд и выбор православного человека. 
99e738cb170d16e32870cd391f237c68dfcec6e6a45.jpg
(Александр Белоненко. Фото Андрея Сафронова) 

"Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа", – говорил Георгий Свиридов. Передать музыкальный почерк Свиридова, воспроизвести его эстетику и стиль – задача, которую поставил перед собой Алексей Сюмак, работая над реконструкцией оратории.
eb57422e824e6e5f425dab377bb14568dfcebd436c2.jpg
(Алексей Сюмак,  фото Андрея Сафронова )

На фоне общей верности стилистике и духу творчества Свиридова  глаз (поскольку текст оратории выводился на экран) все-таки режут некоторые детали.
Понятно, что все  создатели песен от Чайковского до Вертинского нередко меняли тексты "под себя".  Однако оправдан ли плясовой залихватский ритм и выкрики хористов "Гой, гой, гой"   в песне "Русь моя, жизнь, моя"...
Возможно предположить, что композитор (или аранжировщик?) намеренно создали это оксюморонное, иронически-постмодернистское  высказывание, стремясь вывести слушателя из зоны комфорта. Но мы все в нее так давно не заходили, что  обращение к этой стилистике сейчас выглядит некоторым анахронизмом.
Ну а в песне "Я не предал РОДИНЫ знамя", слово "Родина" выглядит заплаткой фотошопа. 
Кстати, само слово "Родина" встречается у Блока всего пять раз. А, например, "Россия" - 15.  В оригинале стихотворения строка звучит как "Я не предал БЕЛОЕ знамя". Это - завершающее стихотворение книги "Стихи о России", и об эпитете "белое" в нем блоковедами написаны сотни страниц.
Хотелось бы дальше в рамках проекта прочитать или услышать о том, авторская ли это правка Георгия Васильевича и с чем она связана. С биографическими ли причинами или с чем-то иным. 
Эти замечания - вовсе не критическая точка, скорее многоточие и пожелания продолжения проекта, тем более, как было сказано на пресс-конференции, реконструкция этого произведения будет продолжаться.
02658fee408134af27b3110799ec8968dfced0cc867.jpg
(Полина Шамаева, фото Андрея Сафроова) 

Ведь «Семь песен о России» – это средоточие свиридовского понимания исторического предназначения России, ее битвы за свободу, создание и утверждение высоких нравственных идеалов человечества",  - отметил Национального Свиридовского фонда, учредитель музыкального издательства «Панчер» Андрей Чеснов, подчеркнув, что восстановление этого эффектного и вместе с тем глубокого произведения стало возможным только в 2024 году благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 
bd09bcc0cad9d2c973f79463ebd30568dfb3164b387.jpg

У Свиридова было три любимых поэта: Пушкин, Блок и Есенин. И естественно, что  в рамках проекта прозвучали произведения, связанные с их словом. Вечер завершился  музыкальным моноспектаклем по повести Пушкина "Метель" в исполнении Сергея  Шакурова и  Московского государственного симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина. И вот в этот момент произошло чудо: публика слушала всем известное произведение как в первый раз, упиваясь гармонией и обливаясь слезами над вымыслом. 
c066d2513e9e2e0c4dc44eaa4a603068dfced8ce2d0.jpg
(Фото Андрея Сафронова) 

P.S. В названии использована строка из стихотворения Георгия Иванова: 
Это звон бубенцов издалека,
Это тройки широкий разбег,
Это черная музыка Блока
На сияющий падает снег.
Добавить комментарий