РАСПАД АТОМА. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ГЕНИЯ
27.10.2025 11:56
Анна Сокольская
Международный музыкальный фестиваль «Энергия открытий» проводится в 2025 году пятый раз. Этот фестиваль является частью уникального проекта Телерадиоцентра «Орфей» и ПАО Юнипро «Возрождаем наследие русских композиторов». Благодаря ему слушатели познакомились с музыкой Александра Мосолова, Николая Голованова, Алексея Животова, Владимира Дешевова, Георгия Катуара, Виктора Кнушевицкого, Вадима Людвиковского и других русских и советских композиторов XIX-XX веков, чьи имена по разным причинам были незаслуженно забыты.
10 ноября в Московском международном Доме музыки в рамках фестиваля  состоится премьера музыкального спектакля «Распад атома», посвящённого судьбе гениального русского композитора Германа Галынина (1922-1966). История Германа Галынина – это путь от триумфа к забвению, который начался в тульском детском доме, куда голодный и оборванный сирота- беспризорник пришел, чтобы выжить, и закончился в психиатрической больнице. Сколько ему было лет, как его на самом деле звали, в какой семье он рос, и откуда у него были такие феноменальные музыкальные способности – этого мы никогда не узнаем… Человек со звезды – он пришел ниоткуда и ушел в никуда…
Галынин был настоящим вундеркиндом: «В 12 лет он рассуждал о музыке как взрослый человек, проживший огромную жизнь, — рассказывает Ирина Кленская, исследователь творчества Галынина,  в интервью журналу "Сноб" — В своих ранних сочинениях улавливал мгновения, настроения, которые обычный человек не мог почувствовать. Он говорил, что слушает пустоту, потому что всё есть звук: скрип окна, шум дождя, пение птиц. И эта детская радость открытия сопровождала его до самой смерти».
Он был одним из любимых учеников Дмитрия Шостаковича, которому остался верен даже в разгар его травли в 1948 году.
38e6cd182a0810371383807b11eae768ff30b19a9eb.jpg

Свои лучшие сочинения — ораторию «Девушка и смерть» и «Эпическую поэму», за которую получил Сталинскую премию первой степени, Галынин написал в пятидесятые. Композитор был обласкан и критиками, и государственными деятелями, и ценителями современной музыки тех лет и очень скоро стал одним из самых востребованных и ярких отечественных композиторов. Всё оборвалось, когда Галынин тяжело заболел. Врачи поставили диагноз «шизофрения».
«К сожалению, Галынин ещё больше стал бояться людей, — отмечает Ирина Кленская. — Возможно, большие деньги и слава, которые на него обрушились, подорвали его психику. Ему стало казаться, что премию обязательно выкрадут, её надо защитить. Даже укладываясь спать, композитор клал на всякий случай топор под подушку». В конце концов, со слов  Рудольф Баршая, все закончилось тем, что Галынин вбежал в здание Центрального телеграфа и громко закричал: «Сталин и Жданов — убийцы!» Его тут же схватили, и на несколько лет Галынин оказался в сумасшедшем доме.
 Вся его последующая жизнь – мужественная борьба с постигшим недугом. И в годы болезни композитор продолжал сочинять. Им были  написаны Второй струнный квартет (1956), Ария для скрипки и струнного оркестра (1963), Сонатная триада (3 небольшие фортепианные сонаты, созданные в разные годы, объединены в цикл в 1963), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1964).
Каким был Герман Галынин — практически неизвестно. И нет даже архива, по которому можно было бы воссоздать его личность. «Он не любил фотографироваться, потому что как будто боялся принять самого себя, — говорит Ирина Кленская. — Но часто смотрелся в зеркало и говорил: “Если я вижу свои глаза, то у меня всё хорошо”. 
«Огромный «могучий» талант Г.Галынина, композитора-самородка, подобно скрытому огню, вспыхнул внезапно, разгорелся необычайно ярко, сверкнул всеми гранями и трагически угас, достигнув лишь первых вершин, за которыми могли и должны были следовать ещё многие более высокие», – писал Дмитрий Шостакович. 
Спектакль «Распад атома» – попытка вернуть музыку Германа Галынина современному слушателю. Режиссёр и автор сценария Дмитрий Сердюк (он же исполнит главную роль) соединит симфонические фрагменты с документальными свидетельствами: «Я вижу его музыку не как архивный материал, а как живую, пульсирующую материю, которая говорит с нами о свободе, одиночестве и цене творчества. Мы соединяем документы, музыку и театр, чтобы зритель не просто услышал, а почувствовал: за нотами стоит человек, который продолжал творить даже в самых нечеловеческих условиях. Это история не только о прошлом — она о нас, о том, что искусство способно победить забвение», - говорит Сердюк.
f4e526f7be465ddfbfd75413f4b6c668ff31fe106db.jpg
(Дмитрий Сердюк)

Музыка композитора прозвучит в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста РФ Сергея Кондрашева. «Музыка Германа Галынина – это ярчайшее отражение исторической эпохи, в которой жил автор, – рассказывает Сергей Кондрашев. – Масштаб великих строек, трагизм войны и невероятная сила и подъём русских людей, восстанавливающих огромную страну из руин, являются главными чертами глубоко национального музыкального языка композитора».
В спектакле также примут участие пианист, победитель II Международного конкурса имени Сергея Рахманинова Владимир Вишневский и народный артист РФ Владимир Шульга.
6ddea3feb04689c9bcb20b0800afc268ff3207992c4.jpg
(Владимир Вишневский)
Произведения Германа Галынина исполняются крайне редко. 10 ноября у посетителей Дома музыки будет  уникальная возможность услышать их на сцене и прикоснуться к судьбе композитора и истории ушедшей, но незабываемой эпохи.
Автор благодарит создателей спектакля за предоставленные материалы.
Добавить комментарий