Распад атома и возвращение памяти
15.11.2025 15:00
10 ноября в ММДМ состоялся спектакль "Распад атома", посвященный трагической судьбе русского композитора Германа Галынина. Он был одним из любимых учеников Дмитрия Шостаковича. В 1951-м в 29 лет получил Сталинскую премию за «Эпическую поэму на русские темы», в 1968 году (посмертно) - Государственную за Концерт для фортепиано №1, ораторию «Девушка и смерть» и «Струнную сюиту».
В интервью "Литературной газете" режиссёр, сценарист и исполнитель главной роли в спектакле Дмитрий Сердюк так объяснил суть названия:
– "В сценическом языке метафора «распад атома» не связана с разрушением личности или таланта Галынина. Его дар не исчезает – он возвращается к своему истоку, к тому, кто его даровал. И сама личность остаётся цельной. Настоящая трагедия в том, что постепенно прерывается его связь с миром. Но название «Распад атома» имеет ещё более широкий смысл: распадаемся, скорее, мы – общество, которое оказалось слишком равнодушным к его судьбе, к тому, что он создал, забыв его. Поэтому в этом названии – не столько констатация распада, сколько глубокое сожаление и признание нашей ответственности."
В интервью "Литературной газете" режиссёр, сценарист и исполнитель главной роли в спектакле Дмитрий Сердюк так объяснил суть названия:
– "В сценическом языке метафора «распад атома» не связана с разрушением личности или таланта Галынина. Его дар не исчезает – он возвращается к своему истоку, к тому, кто его даровал. И сама личность остаётся цельной. Настоящая трагедия в том, что постепенно прерывается его связь с миром. Но название «Распад атома» имеет ещё более широкий смысл: распадаемся, скорее, мы – общество, которое оказалось слишком равнодушным к его судьбе, к тому, что он создал, забыв его. Поэтому в этом названии – не столько констатация распада, сколько глубокое сожаление и признание нашей ответственности."
Мне же в этом контексте вспомнилась книга "Распад атома" Георгия Иванова , чей день рождения как раз пришелся на 10 ноября и отрывок из которой очень закономерно занял свое место в спектакле: " Блажен знаток перед картиной Рембрандта, свято убежденный,что игра теней и света на лице старухи-- мировое торжество, перед которым сама старуха ничтожество, пылинка, ноль. Блаженны эстеты. Блаженны
балетоманы. Блаженны слушатели Стравинского и сам Стравинский."
Остается, говоря о спектакле, добавить из того же источника, что, возможно, он "о единственном достоверном чуде - том неистребимом желании чуда, которое живет в людях, несмотря ни на что."

(Герман Галынин)
У человека, который пишет о спектакле не через час, а через неделю, есть свои преимущества.
Он не обязан быть репортером. До него уж написали и про успех, и про полный зал, и про красное платье ведущей, и про присутствие в зале Дмитрия Германовича Галынина - пианиста, педагога, Заслуженного артиста России .
Теперь же можно немного поговорить вот о чем.
Я помню, как в 2020 году в Новой опере открывался первый фестиваль и с чувством гордости процитирую самое себя: "У общества есть запрос на яркие и честные работы, посвященные ХХ веку. И в этом смысле у фестиваля "Энергия открытий" есть и благодарная аудитория и большое будущее."
И теперь уже можно говорить и об эволюции фестивальных работ: от стремления развлечь зрителя в 2020 до готовности говорить с ним на равных в 2025.
За эти пять лет у фестиваля появился свой стиль и почерк, выработались свои драматургические и сценографические приемы. Эклектика первых спектаклей сменилась трагически-напряженной черно-бело-красной сценографией.
Обрел фестиваль и своих постоянных зрителей.
Пять лет назад фестиваль открывался драматической историей о том, как Наталья Сац и Леонид Половинкин плывут в Буэнос-Айрес ставить "Кавалера роз" Рихарда Штрауса.
«Die Zeit, die ist ein sonderbar' Ding» (Время это странная вещь), - поет героиня этой оперы.
Организаторы фестиваля, похоже, умеют обращаться с этой "странной вещью" правильно.

