ПЕРВАЯ ИЗ РУССКИХ ГЕРОИНЬ
04.12.2025 21:43
Анна Сокольская
Второго ноября в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова состоялось событие, значение которого трудно переоценить: собрание культурной общественности по поводу открытия расширенной экспозиции искусства семнадцатого века, посвященной 350-летию мученической кончины боярыни Морозовой.
  Там можно увидеть памятники иконописи XVII столетия, а также печатные книги, входившие в круг чтения людей как духовного, так и светского звания. Среди них ‒ Евангелие, Псалтирь, аскетические сочинения Иоанна Синайского «Лествица Божественного восхождения» (или «Лествица рая») и «Паренесис» (сборник «увещательных слов») Ефрема Сирина, а также «Октоих» ‒ вклад Феодосии Морозовой в церковь Спаса, который она лично сопроводила длинной записью.1daef1f370ef56bcdb0d281b0b50786931d2a73143f.jpg
(Шуйская Смоленская икона Божией матери)
Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий сказал: "События прошлого являют нашему взору немало выдающихся личностей, имена которых золотыми буквами вписаны в общую историческую летопись, а подвиги великих соотечественников отображают то, что называется честью и совестью народа, выражением его исконных идеалов, ценностей, духовных устремлений. Имя боярыни Феодосии Морозовой уже стало великим для нашей истории, а ее образ и подвиг ‒ олицетворением христианской добродетели самоотвержения и мученичества, осознания бессмысленности материальных благ и социального положения в этой временной, земной жизни, видения истинного смысла ‒ в вечной жизни во Христе. Господь сподобил боярыню Феодосию Морозову личным примером показать миру, насколько сильны идеалы святости, насколько они жизнеспособны, насколько Бог близок к человеку. Когда приходит время страданий и лишений, не от всех христиан требуется подобный мученический подвиг за веру. Но на то и явлены миру святые мученики, чтобы их образы  возвещали о вечном, составляющем истинный смысл человеческой жизни".
a8699650c0dd2915e399cf40a80ee56931d24e8be93.jpg
Семнадцатый век называли  бунташным. И его иконы буквально пламенеют и горят. И если в церковной истории это время борьбы между новообрядцами и староверами,  то  в культуре -  между никонианским "живоподобием" и старообрядческой верностью византийскому художественному наследию. 
89be30ca275a4ceab2bc6d4199b9186931d29a44729.jpg
(Царские врата. Середина семнадцатого века. Ярославль)  
Музей обращается к истории раскола не первый раз. Так в 2020 году там состоялась масштабная выставка, посвященная 400-летию протопопа Аввакума. И в очередной раз главным в экспозиции  стало осмысление главного конфликта семнадцатого века, на многие годы определившего путь развития отечественной истории, языком нашего времени, но на основе  анализа и репрезентации художественных памятников прошлого. 
Именно на языке нашего времени говорит со зрителей короткометражный фильм режиссера Андрея Романова "Рубаха", посвященный последним дням жизни боярыни Морозовой, показанный собравшимся.. 
  Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин, говоря о значении подвига боярыни Морозовой, вспомнил картину Василия Сурикова: «Когда мы впервые в детстве видели эту знаменитую картину, то каждый из нас недопонимал: а что же случилось с этой женщиной? Но если присмотреться, то на картине у людей с одной стороны – скорбный вид, а с другой стороны – смеющийся. Вот он, раскол». Сергей Степашин заметил, что «раскол всё время трогает нашу страну», и напомнил о том, что важно, вспоминая о трагических моментах жизни России, делать правильные выводы: «Бог един. Вера должна не разъединять людей, а сплачивать, помогать им в достижении целей добра и справедливости».
5d4f6fe8545b20e9c6a658b815f35b6931d2f1d6a3e.jpg
(Василий Суриков. Боярыня Морозова)
Мысль о важности сохранения исторической памяти поддержала Светлана Абрамова - член Совета Благотворительного Фонда имени Михаила Абрамова:  «Вера не может быть старой или новой. Вера одна. И на примере боярыни Морозовой мы видим, на что может пойти человек ради Бога, ради сохранения своих ценностей. Сегодня, продолжая традиции моего мужа Михаила Абрамова, мы откликнулись на призыв старообрядческой общины и открыли эту выставку, в том числе для того, чтобы молодёжь могла познакомиться с этим периодом нашей истории, с нашими корнями, с нашей русской культурой».
Если говорить о молодежи то нельзя не отметить, что ее в этот день в музее было много. "Бунташный семнадцатый век во всей полноте –это   время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой сильной личности и, вместе с тем, время  трагического слома многих традиционных устоев.  И совершенно естественно, что к этой эпохе обращаются и в Золотом веке нашей культуры, и в Серебряном, пытаясь  увидеть там и истоки русского характера, и нравственные уроки. Вот и мой первый роман "Маски и небеса"  посвящен этому времени",  - сказал молодой писатель Георгий Громов. 
eb3cdbd277259c8f811321e778b7606931d28c37cf1.jpg
(Архангел Гавриил. Начало восемнадцатого века)  
  В завершении вечера состоялась  презентация альбома «Росписи Покровского собора на Рогожском». Фрески Покровского кафедрального собора, главного храма Русской Православной Старообрядческой Церкви — выдающийся памятник русской монументальной живописи конца XVIII — начала ХIХ века. А работа фотографа С.Захарченко  - образец художественной фотографии нашего времени. 
6ea853dca8b91aa139cdae25c0d8126931d25e8d618.jpg
"Многочисленные фрески, которые заполняют всё внутреннее пространство храма, погружают нас в особый духовный мир дореформенного древлего православия, в котором пребывала Святая Русь до трагического церковного раскола. Изобразительное искусство древней Святой Руси — это особая область православной культуры, несущая человеку спасительный духовный настрой посредством изображения святых на фреске или иконе. Эти образы символически являют основной смысл и цель духовного делания каждого христианина: очищение от греха, приближение к Богу, стремление к жизни вечной в Царствии Небесном, в общении со святыми" , - сказал владыка Корнилий.
Эти фрески были созданы  мастерами из палехской артели Сапожниковых, в которой работали представители разных регионов России. Их работа, сознательно ориентированная на древние памятники и исключительная по своему художественному исполнению, отличается красотой, тонкостью письма и торжественной одухотворенностью. 
eb531f122e31bdc28fda1dac5570606931d6a88a74c.jpg
Мемуаристы пишут, что Суриков начал работу над своим полотном под впечатлением от казни Софьи Перовской. Для нас, людей другого времени  рядом с образом жившей более 300 лет назад мученицы встают и мученики за веру ХХ века. "Первой из русских героинь" назвал Морозову Варлам Шаламов в "Колымских тетрадях".
 И вновь вспоминается, что  перевод греческого слово μάρτυς – свидетель. Мученик – свидетель, призванный через собственную гибель явить другому веру в Христово Воскресение.  И воспоминание об этом и сейчас в двадцать первом веке заставляет и позволяет нам  задуматься о том, что такое вера, подвиг, святость и чьи мы потомки.

Выставка продлится до 3 марта 2026 года. Вход свободный.
Автор благодарит общество им. М.Абрамова и музей Русской иконы за предоставленные фотоматериалы. Все права на фото росписей Покровского собора  принадлежат обществу им. М.Абрамова    
.
Добавить комментарий