Гоголь. Начало?
19.09.2017 22:21
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
В каждой империи есть глубинка, где не читают столичные газеты, где жизнь суровее и нравы проще. Но если заехать по-настоящему далеко, то можно найти места, где реальность так близко к потустороннему миру, что для следствия потребуется особый специалист – некто Гоголь-Яновский, писарь, известный тем, что в бреду может увидеть подробности совершенных преступлений. Итак, в новом фильме Егора Баранова «Гоголь. Начало» нам предстоит увидеть, как Третье Отделение бросает вызов нечистой силе в селе Диканька, пытаясь распутать клубок противоречий в традиционном обществе малороссийской глубинки. 
b4049299fa7d7dc36ee9889b3ae75759c16d7045740.jpg
«Гоголь Начало» только первый из четырех фильмов, и мы не знаем, хватит ли зрительского терпения ждать развязку еще три полнометражных фильма. Тем не менее события на экране развиваются динамично– не до скуки в череде убийств, поджогов, свадеб, похорон и бесед о литературе. Так же можно отметить стильную (почти нуаровую) картинку и хорошее музыкальное оформление ( это уже седьмой фильм композитора, работающего под псевдонимом  Ryanotter) 
По атмосфере «Гоголя» можно сравнить с уже ставшим классическим фильмом «Мертвец» Джармуша или «Сонной Лощиной» Тима Бертона.  В обоих фильмах главную роль сыграл Джони Депп, который в девяностые еще не тянул лямку вечного Джека Воробья. Стоит добавить, что «Сонная лощина» снята по мотивам одноименной новеллы Вашингтона Ирвинга. Другую новеллу Ирвинга А.С.Пушкин превратил в «Сказку о золотом петушке», которую читал Н.В. Гоголь, мечтая встать на один уровень со знаменитым уже тогда писателем.
В главной роли фильма – Александр Петров. Некоторые критики полагают, что он слишком хорош для роли Николая Васильевича – мол, классик лицом не вышел, а тут  артист с правильными чертами лица и женской аудитории нравится. Ответим, что он органичен в паре с главной героиней – Таисией Вилковой. Это, к слову, не первая роль актрисы в исторической ленте с элементами мистики. Она уже сыграла супругу Распутина и подругу «бабушки Ванги». Конечно, не забудем харизматичного Олега Меньшикова (и забудем ему роль в позорной «Цитадели» Михалкова), которому не в первой оживлять своей игрой образ кого-то из «царевых людей» - в «Притяжении» его полковник Лебедев наверно самая живая актерская работа, а уж своего Фандорина Меньшиков в новой роли откровенно пародирует. А еще и Евгений Стычкин наденет парик и будет убеждать нас, что он главный антагонист Гоголя, да еще и имя у его персонажа – Александр Христофорович. Явная параллель с не самым любимым (среди тех, кто не спал на уроках истории) главой Третьего Отделения, генералом А.Х.Бенкендорфом.
Кино в жанре детективного триллера закрепило за собой репутацию кино, которое способно заставить зрителя думать и анализировать увиденное. От авторов требуется наиболее логично связать все элементы повествования и дать неожиданную концовку. Это не просто киноаттракцион и реки кровезаменителя, это уже некий интеллектуальный продукт. И такая ситуация порождает героя, вынужденного с головой (как сантехник в старом анекдоте) погрузиться в свою работу. Таким был Шерлок Холмс,  герой Конан - Дойла – самый знаменитый и экранизируемый персонаж детективных историй. Герой, стоящий на грани между миром преступников и мирными гражданами всегда был притягателен. Но главный герой «Гоголя» находится еще и на грани потустороннего мира и мира реальности и по ходу развития действия (осторожно, спойлер) открывает для себя свою темную сторону. Он, городской житель, часть бюрократической системы, вынужден столкнуться с архаикой малороссийской глубинки. Это раскрывает главный, по моему мнению, конфликт фильма – отношение традиции и цивилизации, стихийной естественности и порядка, общины и государства. И в центре этого конфликта не случайно находится писатель. Кино «Гоголь. Начало» раскрывает наше литературное наследие как связующую нить между разными общественными укладами, целыми эпохами, мировоззрениями людей. Конечно, понятно, что в итоге победит добро, но вопрос фильма том, насколько глубокий след оставит череда мистических событий в судьбе главных героев и всего сельского сообщества.
Триллер – жанр по определению страшный. Но он требует некоторой доли юмора и даже самоиронии. Не зря авторы нашумевшего нового фильма по роману Стивена Кинга «Оно» работали над тем, чтобы главный персонаж вышел не только страшным, но и веселым, отчасти пародийным. Так же и «Гоголь. Начало» содержит пародию на судьбу самого Гоголя, отсылки к «Покровским воротам» и попытку подать даже трагические события с некоторой легкостью, небольшой иронией. Наверно, именно этого требует литература (если считать написание сценария литературным трудом) постмодерна. 
Итак, «Гоголь. Начало» в целом интересный отечественный кинопродукт с опорой на классику, которой заставил автора статьи ждать выхода следующих частей.





Добавить комментарий
20.09.2017 10:25
Анонимно
Будем смотреть обязательно. Хорошо написано.
Добавить комментарий