В начале ноября 2017 года на экраны вышел биографический сериал «Троцкий» ( режиссеры Александр Котт и Константин Статский). Критики и зрители оценили его неоднозначно, но для меня он воспринимается как кинематографический вызов. Но обо всем по порядку.
Сериал посвящен событиям из жизни Льва Троцкого и охватывает период с 1898 по 1940 годы. Однако надо понимать, что это - не документальный фильм, и создатели сразу предупреждают, что там есть исторические неточности. Но это и не беда, потому что в «Троцком» есть главное: свой художественный язык и набор уникальных ярких персонажей. Сериал призван создать образ Льва Троцкого через актерский талант Константина Хабенского. Благодаря этому у создателей получилась история про личности и жизнь людей в годы страшного перелома. И именно (спойлер) мертвые люди из прошлого, каждый со своей драмой, приходят к Троцкому в изгнании в Мексике, незадолго до (спойлер для тех, кто моложе шестого класса) убийства «Льва русской революции» Меркадером - агентом Сталина. Жалко, конечно, что среди «посетителей» нет Николая Второго – возможно создатели сериала пощадили и без того слабые нервы Натальи Поклонской.
Трейлер обещает нам яркое динамичное зрелище, наполненное кровью и эротикой. Конечно, в сериале есть и то, и другое. Но после просмотра становится понятно, что некоторые сцены эротического характера не вошли в сериал или остались только в виде намёка. Вообще такое впечатление, что нас должны были погрузить в куда более жесткое, эротичное, кровавое зрелище, приправленное сильными идеями. но создатели сделали поворот в сторону более привычной сериальщины. Наверно это обусловлено тем, что создатели хотели показать свое творение максимальному количеству людей, а с более откровенной эротикой его пришлось бы поставить на очень позднее время. Однако заметная часть от первоначального, яркого продукта осталась, но остались и следы поспешности в монтаже конечного продукта. Одна путаница с годом и датой Кронштадского мятежа чего стоит. Исчезновение эпатажных сцен немного печально, хотя сериалы обычно менее яркие, чем блокбастеры.
Тем не менее получилось куда бодрее, разнообразнее и динамичнее, чем обычный русский исторический байопик. К примеру «Адмирал» на фоне «Троцкого» это классический английский роман против модного детектива. Видно, что были вложены деньги в костюмы, антураж и компьютерную графику. Но денег на полноценные батальные сцены явно не хватило, так что сняты они весьма скупо. Но простим это «Троцкому» и вспомним, сколько сезонов зритель ждал настоящей войны в «Игре Престолов».
Так почему же «Троцкий» - это вызов? Мы живем в то время, когда поколение, хорошо помнящее сталинские методы управления, по демографическим причинам нас уже почти покинуло. И в отсутствие реальных свидетелей в стране начал поднимать голову неосталинизм. Сейчас обширно возрождаются и некритически тиражируются сталинские мифы. Один из них гласит, что Сталин спас страну от Иуды-Троцкого. О том, как коммунизм заменил религиозное сознание, а Троцкий стал в нем аналогом Каина и Иуды написаны тома. Но так или иначе упоминание этого политического псевдонима в СССР было табуировано – даже курс истории партии в вузах часто обходился без Троцкого. К примеру, «Письмо Ленина к съезду» изучалось не полностью, чтобы не прозвучало имя Того-Кого-Нельзя-Называть (как в «Гарри Поттере»). Если на Западе все знали, кого упоминает Оруэлл В «1984» и в «Скотном дворе», но нашим читателям для понимания сюжета при переводе этих книг на русский язык потребовались серьезные комментарии.
Но если посмотреть на исторические факты, Сталин много сделал для популярности Троцкого за рубежом – сначала выпустил его из СССР и дал сформировать 4-й Интернационал, а затем убил, сделав мучеником. К тому же, выполняя условия открытия «Второго фронта» Сталин распустил Коминтерн – «мягкую силу» СССР за рубежом. Так же сильно подорвали авторитет Советского Союза события 1968 года. В итоге к настоящему моменту значительная часть коммунистов в Европе и Америке как минимум Троцкому сочувствует. Труды Троцкого переведены на множество языков, как при его жизни, так и после смерти, а похороны «Льва Революции» собрали десятки тысяч людей. И сериал во многом обращен именно к иностранным коммунистам и сочувствующим левым идеям – не зря создатели усиленно продают «Троцкого» за рубежом, тем более что у Константина Хабенского благодаря ролям в голливудских фильмах есть уже узнаваемость на Западе.
Нельзя сказать, что «Троцкий» умоляет кровавые последствия деяний большевиков. Но он говорит о Льве Троцком как о человеке с идеалами, который много сделал для развития общественных идей. Троцкий показан как историческая фигура, которая была призвана зародить искру правильного сомнения, до конца сыграв свою роль на подмостках истории.
Любому из нас, конечно, жаль погибших в ходе политических преобразований соотечественников, но «Троцкий» сериал не про тоску, а про надежду. Надежда эта лежит скорее в области развития личности и освобождения от мешающих видеть реальность шор, потому что политические перспективы у троцкизма невелики, так как «четыре троцкиста это всегда политический раскол». Но не сложно предсказать, что интерес к Троцкому в ближайшие годы возрастет, как возрос в свое время интерес к Колчаку. Автор полагает, что пока Константин Хабенский не покинет сцену, можно ожидать такого же интереса и к Дзержинскому, Бухарину, Деникину и к другим персонажам первой половины XX века, которых он, возможно, сыграет. Это и хорошо – история это всегда источник сильных образов, в которых так нуждается искусство. И наверно без лишней скромности Константин Хабенский может называть себя человеком, больше других сделавшим для популяризации самых разных персоналий и разных точек зрения на события столетней давности. В интервью, напечатанном 6 ноября на сайте «Аргументов и фактов» актер сказал: «Нам было интересно разобраться в нем и вообще во всей той ситуации, которая была в стране 100 лет назад». Наверно, интерес к тому, чтобы используя свой актерский талант, разобраться в ситуации в стране 100 лет назад, появился у Хабенского еще давно, когда он только начинал играть в «Днях Турбиных». Потом, как мы помним, были роли Колчака и Петра Лещенко.
Отмечу, в «Троцком» очень сильна иррациональная сторона революции – не зря немало экранного времени посвящено общению Троцкого с Фрейдом. Наверно Константин Хабенский прав – познать всё то, что происходило в это страшное время невозможно, не обратившись к пониманию внутренних сил, движущих человеком. Один из вариантов официального постера сериала выглядит как огромная звезда в качестве носовой фигуры бронепоезда Троцкого, к которой прибит христианский крест. Именно этот вариант нам показывают, в частности, в конце трейлера. Так же финальной фразой сериала становится цитата из Книги Притчей Соломоновых «Путь же беззаконных – как тьма, они не знают, обо что споткнуться» (4:19). Эти, казалось бы, не столь заметные детали вносят очень важное, религиозное измерение в сериал «Троцкий» и надо думать, добавлены не без участия Константина Хабенского (что свидетельствует из многих его высказываний). Нам повезло и мы можем наблюдать очень глубокую и личностную работу Актера внутри коммерческого продукта. И именно работа Хабенского становится тем фактором, который обеспечил уже сейчас сериалу серьезный коммерческий и зрительский успех.
Подводя итоги, хочется сказать, что радует, что столетие октябрьских событий 1917 года было отмечено не дежурным политпродуктом, а неожиданной и проблемной работой, пусть и вызывающей споры. Так же хочется обратиться к Константину Хабенскому: «Константин Юрьевич, покажите народу вырезанные из сериала сцены! В случае чего моралистов и других истериков мы готовы взять на себя».