Легенда о Коловрате
28.12.2017 15:39
Почему «Коловрат» это - шаг вперед?
Еще в начале декабря на экраны вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссера Джаника Файзиева. После месяца показов в кинотеатрах фильм собрал более полумиллиарда рублей в России, чем почти дважды окупил стоимость съемок. Но так же в адрес фильма звучала критика за неисторичность, войну почти без лошадей, неаккуратный сценарий, сложности с логикой. Критические статьи и обзоры вышли уже давно (лично мне понравился видео-обзор Гоблина)
Но, думается, стоит поговорить и о международном пути фильма, ведь он переведен как минимум на английский, немецкий, испанский и монгольский языки. Да, на монгольский, ведь монгольский зритель видит в этой картине историю фильмы про былое величие страны.
Отечественный кинопром не скрывает, что ставит перед собой сверхзадачу – покорить мир, как это сделал Голливуд. А ее решение требует сгладить национальную специфику, сделать героев и темы понятными зрителям, мало знающим Россию. Из национальной культуры и реальной истории надо сделать понятный, целостный продукт. В фильмах про Русь нужно создать «мир русского средневековья», как был создан «мир звездных войн» и «мир супергероев» со своей эстетикой, узнаваемыми образами и правилами. Это сложный путь, и анализируя каждое кинособытие с этой точки зрения нужно рассматривать, хорош или плох тот или иной элемент. И если мы говорим о «Коловрате» как о следующем шаге после «Викинга» и ряда других фильмов, то нельзя не обратить внимание на позитивную тенденцию. Поговорим об этом подробнее.
Во-первых «Коловрат» это не фильм «только для своих», он учитывает взгляд иностранцев на России, что большой плюс. Вспомним «Орду» Алексея Прошкина, фильм за 12 млн долларов, фактически киножитие митрополита Алексия. Он собрал много положительных отзывов, но, конечно, это чисто российская история. «Легенда о Коловрате» не строится вокруг размышлений о судьбе России с позиции человека, имеющего к России непосредственное отношение. Такие темы нужны, но, опять же, если мы хотим международного успеха, фильм не должен быть авторским эссе на темы российской жизни.
Во-вторых, русские выглядят куда более достойно, чем в «Викинге», грязь используется уместно, сексуальная жизнь героев не вызывает отвращения. Образ Руси тут почти сложился, хотя перед авторами стояла сложная задача – сделать из суровых жителей северных лесов героев не в стиле орков из «Варкрафта» и не комических персонажей. Мне кажется, удачнее всего у режиссера получились диалоги, раскрывающие отношения между князем, Коловратом с его супругой в завязке сюжета. Они не про исторических жителей Рязани – они про современные отношения, но с русским акцентом. Наверно жители Европы и Америки увидят в этом фигу в адрес надоевших уже всем леваков – в кадре ни одного гея, русичи исповедуют семейные ценности и любят детей, мужчины заняты мужским делом.
В-третьих сделан шаг к тому, чтобы снимать воинское искусство русских по «международным» лекалам, а именно показать что-то вроде кунг-фу аттракциона, который можно часто увидеть в кино разных стран. Выглядит это не столь удачно, как например рукопашная с восточными элементами в «Пятом элементе» но приятно, что киноделы пытаются идти на встречу зрителю. Военное дело монголов в фильме очень похоже на военное дело средневекового Китая. Батальная сторона фильма не такая мощная, как хотелось бы – оборона Рязани вообще снята в виде краткой нарезки. Но мы надеемся, что российское кино будет расти в этом направлении, тем более что есть много и старых и новых фильмов, которые показывают примеры отличных допороховых баталий – трилогия «Властелин Колец», «Храброе Сердце», «Царствие небесное» и так далее.
В-четвертых стоит отметить колористику фильма – режиссер интересно работает с цветами и явно смотрел Тарковского. Вообще фильм «Коловрат» про Россию, поэтому «главную» часть русского пейзажа – снег - пришлось рисовать на компьютере. При этом все съемки велись в павильоне, как, например, в фильме «300 спартанцев». Снег занимает больше половины кадра, снежинки видны на волосах и одежде каждого персонажа, снег лежит на деревьях и падает почти весь фильм. Более того, тщательно нарисован лед на постройках и разного рода облачении. Всю эту картину дополняет медведь размером с носорога. Нам, наверно, не понять, но иностранцам такие условия должны создавать атмосферу психологического напряжения. К слову о психологии – Коловрат снабжен амнезией, что ставит его в один ряд со множеством героев популярных фильмов. Вспомним, к примеру, «Остров проклятых».
Подведем итог. Российское кино активно пытается выйти на внешний рынок, в том числе и с фильмами на историческую тему, посвященным самым разным героям от Коловрата до Троцкого.
Так что есть смысл ждать новые фильмы, рассказывающие об истории Руси, причем скорее всего они будут сделаны с прицелом на показ не только в России. Замечу, что у нас не остаются не экранизованными множество тем. К примеру, о Куликовской битве есть только мультфильмы и рекламный ролик банка «Империал».
Ждем 2018 года.