Высоцкому - 80
21.01.2018 01:48
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
17 января в пресс-центре на Зубовском прошла пресс-конференция, посвященная празднованию 80-летия Владимира Высоцкого. На вопросы журналистов ответили Гоша Куценко, Андрей Белов, Дмитрий Певцов, Никита Высоцкий и Ольга Кормухина. Вопросов, посвященных самим мероприятиям, было мало. Больше говорили о литературе и искусстве, о наследии Высоцкого.
Спикеры, особенно Гоша Куценко, много говорили о месте Высоцкого именно в современной культуре. Например, Куценко настойчиво требовал повесить портрет Высоцкого в каждой школе и изучать его там с пятого класса. «Досталось», конечно, и современной «бездуховной» молодежи, которая со своим ЕГЭ-рэпом-новыми технологиями Высоцкого не слушает. Отчасти докладчики правы -  наиболее заметная популярность Высоцкого, когда он звучал из каждого окна, осталась в памяти людей, живших в СССР. Но и сейчас его тексты популярны и звучат актуально, ведь чаще всего в центре повествования личные переживания и вечные темы: о Боге, о любви, о времени, о подвиге. 
Молодежным творчество Высоцкого вряд ли можно назвать, то есть оно не содержит молодежной специфики, не обращена именно к молодежи. Во-первых, Высоцкий часто обращался к опыту людей на поколение его старше, много пел про войну, про злоключения осужденных в сталинское время. Но и в других произведениях лирический герой Высоцкого - взрослый мужчина с судьбой и опытом. В творчестве Высоцкого смешались мускулинность, горькая правда, глубокое чувство. Все это не поверхностно и очень личностно, но вряд ли молодежно.
f756a297d3cb8912ec28444954a0e15a63c6e88fa4e.jpg
Во-вторых за более чем пол-века очень изменились нормы поведения. Не секрет, что наши сверстники в советское время были «старше», чем мы. Молодым людям стоило бояться обвинений в «несерьезности», «мальчишестве», «не взрослости». Сейчас мы можем позволить себе куда более открытое и смелое поведение и после школы, и после института. Как говорят ученые, сейчас период взросления стал значительно длиннее.
Тем не менее у Высоцкого есть целая плеяда композиций, которые написаны как будто специально для подростков с поэзией подвига, странствия, дальнего похода. Это целый литературный мир со своими героями и сюжетами. «Баллада о борьбе» вряд ли оставит равнодушным подростка, как и песня «Еще не вечер», в которой рассказывается о пиратском корабле, хотя посвящена она четырехлетию театра на Таганке.
Но вернемся к пресс-конференции. Ольга Кормухина не забыла так же пройтись и по рэпу. Автор согласен, что значительная часть русского рэпа не имеет художественной ценности. Но русский рэп это очередной песенный жанр, в котором текст идет впереди музыки, а музыка является только дополнением, обрамлением текста. И действительно, в рэпе есть возможность вложить в композицию огромное количество текста, при том что нет строгих требований к рифме и размеру. В рэпе почти
 всегда есть четкий ритм, можно сказать, что так же  гитарный бой у Высоцкого очень часто выступал, в первую очередь, в качестве ритмического рисунка песни. И, по мнению автора, некоторым отечественным рэперам удалось сказать что-то важное. Во всяком случае, через одно-два поколения мы вспомним только несколько по-настоящему хороших текстов. А традиция песенных глубоких и сложных песенных текстов у нас более, чем сложная и длинная. И, если разбираться, связь творчества Высоцкого с тем, что было до него и тем, что было после, очень глубокая. Не зря сам Высоцкий говорил, что стилизовал некоторые свои композиции (к примеру, «Кони привередливые») под дореволюционные песни и романсы. Можно провести интересную параллель. В то же время, когда Высоцкий обращался к старым русским образам, таким как «светлый терем», пел про коней, про мечи, в исторической науке во всю шел лингвистический поворот и, к примеру, Лотман и Лихачев писали свои уже ставшие классикой исследования русской словесности. 
Так же Высоцкий сделал очень много для развития музыки в кино, во многом заложил эстетику наших фильмов о средневековье – достаточно вспомнить фильм «Стрелы Робин Гуда». Не будем отрицать, что Высоцкий оказал огромное влияние и на шансон, создал некий эталон мужской песни. К сожалению, многие подражатели от шансона все больше пели про уголовный мир.
Высоцкий всегда обращался к слушателю на «ты», сидел с ним на одной кухне, был советчиком, понимающим другом. Но, как мы видим, его творчество можно и нужно вписывать в контекст современного ему искусства и гуманитарного знания.
Вспомнив это, автор утешил сокрушающихся о  современной «потерянной» молодежи участников пресс-конференции, показав им  на планшете  вопросы о Владимире Семеновиче из ЕГЭ по литературе и истории. Но вообще молодежь разочаровывает человечество всю историю. К примеру, на черепках, найденных на развалинах Вавилона, была надпись "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Приятно удивил Никита Высоцкий, который начал с того, что он не хотел бы, чтобы «культ» его отца насаждался так же, как насаждали Маяковского в СССР. Вроде бы, мелочь, но приятно, когда искусство старается подняться над временем, а не зацепиться за какие-то временные возможности. Ведь не зря отец Никиты Высоцкого пел о Боге, о войне, о сталинском периоде так, как будто не существовало параллельно «правильного», утвержденного государством мнения по этим вопросам.
Удалось, к счастью, поговорить о музыке. Спасибо присутствовавшим музыкантам – Андрею Белову, Дмитрию Певцову и Ольге Кормухиной. Они обещали в скором времени выпустить диск с четырьмя разными видами аранжировок: под гитару, рок-вариант, джазовая версия и вариант с симфоническим оркестром. Андрей Белов рассказал, что Высоцкий активно обращался к восточным мотивам и тем самым повлиял на творчество Бориса Гребенщикова и других исполнителей. 
Несомненно, это – интересный замысел. Но нельзя не сказать, что очень многие явления, например, результат читательского голосования на «Большой книге», в котором лидером стал Сергей Шаргунов с практически документальным романом о Валентине Катаеве, или анализ предпочтений слушателей московских радиостанций говорят, что многие люди хотят подлинности:  документалистики, оригинальной музыки. 
Именно поэтому музыкальное издательство «Бомба - Питер» подготовило к изданию MP-3 диск «В. Высоцкий в Ленинграде». Это - сохраненные коллекционером Заиром Рудером аудиозаписи пяти концертов В. Высоцкого в клубе песни «Восток», записи с вечеров памяти на его 50-летие и 60-летие, фотографии и воспоминания. Практически академическое издание и при этом – воспоминание о тех годах, когда поэту не находилось места в концертных залах и он пел, к примеру, на озере Лампушка и на квартирниках. 
Конечно к 80-летию Высоцкого нас порадуют большим выбором мероприятий, и читатель легко найдет информацию о них в интернете. Мне же  хочется отметить постановки театра на Таганке, ведь Высоцкий имеет к этому театру непосредственное отношение. Итак,  25 и 26 января на главной сцене театра  пройдет спектакль  по сказке Высоцкого «Беги, Алиса, беги», а 27-го  -  «Владимир Высоцкий». Фактически это – возобновление посвященного памяти поэта спектакля Юрия Любимова 1981 года.
Так, я желаю читателю найти время, чтобы слушать и понимать (хотя бы попытаться) Высоцкого и другую хорошую музыку. Но главное помнить – еще не вечер!

Добавить комментарий
24.01.2018 09:25
Светлана Сети.ру
Спасибо. Хорошо написано!
Добавить комментарий